План сочинения — Роль второстепенных персонажей, бытового фона и пейзажа в пьесе Островского «Гроза»

Роль второстепенных персонажей, бытового фона и пейзажа в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

I. Вступление

Введение в пьесу второстепенных персонажей, изображе­ние бытового фона и пейзажа дают возможность автору рас­ширить рамки изображаемого, показать ту среду, в которой развертывается действие, создать в произведении определен­ный эмоциональный колорит.

II. Главная часть

1. Второстепенные персонажи:

А) Дикой. Он не принимает непосредственного участия в сюжете пьесы. Функция этого персонажа — с максимальной наглядностью

воплотить черты «жестоких нравов» города Ка­линова, дать читателю и зрителю представление о воинст­вующем самодурстве;

Б) странница Феклуша. Ее рассказы показывают все неве­жество обитателей города, их ханжество и активное неприятие всего нового;

В) Кулигин. Роль этого персонажа приблизительно такая же, хотя сам Кулигин полностью противоположен Феклуше. Кулигин представляет в пьесе науку и просвещение.

В его идеях, впрочем, нет ничего особенно нового, но даже и эти идеи встречают непонимание и пре­зрение. Кроме того, Кулигин — человек гораздо более воз­вышенных мыслей, чем окружающая его среда.

Именно он высказывает мыс­ли, близкие к авторским.

Г) Кудряш и Варвара. Эта пара персонажей тесно связана с мотивом свободы, как внешней, так и внутренней. В силу оп­ределенных обстоятельств и особенностей характера они сумели противопоставить собственную независимость произ­волу самодуров.

Однако связывать с ними сколько-нибудь серьезные надежды на изменения в мире самодуров нельзя: они живут одним днем, совершенно не заботясь о будущем.

2. Бытовой фон. Отчасти он связан с такими второсте­пенными персонажами, как Дикой и Феклуша. Другой спо­соб ввести бытовой фон в пьесу и одновременно расширить рамки изображаемого — рассказы персонажей, из которых мы узнаем о чертах «жес­токих нравов» обитателей города. Бытовой фон выявляет в пьесе атмосферу самодурства, невежества, грубости и произ­вола.

Он создает у читателя и зрителя впечатление жизни за­стойной, противной любому свободному слову и свободе во­обще; бытовой фон усугубляет трагизм положения главной героини.

3. Противоположную функцию выполняет в пьесе пей­заж. Действие разворачивается в приволжском городке, а Волга издавна связывалась в сознании русского человека со свободой, с волей. Именно в Волге находит Катерина свое­образное и единственно возможное для нее освобождение.

О красоте волжской природы не раз говорит Кулигин, но его никто не понимает. Таким образом, природа выступает кон­трастом по отношению к «жестоким нравам» жизни города Калинова.

4. Несколько более сложен образ грозы. Если для того же Кулигина это явление природы, которым он искренне восхищается, то для остальных гроза — это проявление Божьего гнева. Так чувствует и Катерина; с грозой связано ее покаяние.

III. Заключение

Содержание пьесы Островского шире, чем просто изобра­жение трагической судьбы Катерины. В пьесе показываются быт и нравы среднего русского городка, ставятся проблемы просвещения, человека и природы, смысла жизни и т. д. Вто­ростепенные персонажи, бытовой фон, природа помогают раскрыть эту проблематику.




План сочинения — Роль второстепенных персонажей, бытового фона и пейзажа в пьесе Островского «Гроза»