Русский человек в произведениях Н. С. Лескова
I. Вступление
Проблема русского национального характера была весьма актуальна в середине XIX века. Ее ставили и пытались решить такие писатели, как Достоевский, Л. Толстой, Салтыков — Щедрин и др. У Лескова был свой подход к этой проблеме.
II. Главная часть
1. Лесков видел наиболее яркое проявление русского национального характера в «маленьком человеке», у которого «шуба овечья, да душа человечья». В своих произведениях писатель остановился на характерах внешне непримечательных и старался раскрыть в них богатый внутренний потенциал.
2. Русский человек прежде всего скромен и вынослив; даже самые трудные испытания он переносит терпеливо и мужественно, не видя при этом ничего особенного в своей жизни, иногда совершенно исключительной. Особенно ярко эти качества проявились в образе Ивана Северьяныча.
3. Русский человек — истинный патриот, причем его патриотизм проявляется без громких слов. Поддержать честь русской земли для него — святое дело. Особенно выразителен в этом отношении образ Левши.
4. Неотъемлемой чертой русского человека является вера в Бога, истинное православие. Во всех случаях жизни он «уповает на Бога», и это, с точки зрения Лескова, составляет основу его силы.
5. Русский человек талантлив, поэтому в рассказах Лескова так часто встречается образ Мастера, человека, который достигает в своем деле гениальности, но при этом остается скромным и сдержанным.
III. Заключение
Образ русского человека в произведениях Лескова — это выражение глубокого понимания русского национального характера в его лучших чертах.
Дайджест:
- План сочинения: Русский народ и его огромный внутренний потенциал в творчестве ЛесковаРусский народ и его огромный внутренний потенциал в творчестве Н. С. Лескова Для творчества Н. С. Лескова характерен оригинальный, самобытный взгляд на русскую действительность. В буднях русской жизни писатель сумел увидеть мир удивительного и необыкновенного. Лесков — художник необычайно широкого тематического диапазона. Он создает в своих произведениях вереницу социальных типов, человеческих характеров. И среди них ... Читать далее...
- План сочинения на тему: Образы русских мастеров в произведениях Гоголя и ЛесковаОбразы русских мастеровых людей в произведениях Гоголя и Лескова I. Вступление Образы русских мастеров занимают существенное место в поэме Гоголя «Мертвые души» и в сказе Лескова «Левша», что обусловлено стремлением воссоздать русский национальный характер, в котором, с точки зрения писателей, талантливость, мастерство, искусность являются ведущими чертами. II. Главная часть 1.Крепостные крестьяне как мастера своего дела ... Читать далее...
- Простой русский человек в рассказах ЛесковаНиколай Семенович Лесков — самобытный русский писатель, популярность которого растет год от года. Чем больше и чаще возникает разговоров о загадочной русской душе, тем охотнее вспоминают Лескова, полно, своеобразно и реально показавшего русского человека без прикрас, со всеми его противоречиями. Его произведения парадоксальны, лубочные на первый взгляд, они не так однозначны, как могут показаться поначалу. ... Читать далее...
- План сочинения — Я хочу рассказать о книге Н. С. Лескова «Очарованный странник»План. I «Писатель будущего». II Иван Флягин — «черноземный Телемак». 1. деятельный мирный характер Ивана Флягина. А) неуемная сила духа; Б) богатырское озорство; В) неистребимая жизненная мощь; Г) широта души; 2. необыкновенная жизнь. III Пафос высокой нравственности. Рабочие материалы Трагическая судьба человека, который не может найти применения, предстает перед нами в повести «Очарованный странник». «Очарованный ... Читать далее...
- План сочинения: Образ Петербурга в произведениях русских писателей XIX вОбраз Петербурга в произведениях русских писателей XIX в. I. Вступление Петербург — столица русского государства — вызывал в писателях XIX века самые разные ассоциации, окрашивался в разные эмоциональные тона. II. Главная часть Образ Петербурга в произведениях Пушкина сложен и неоднозначен. В «Евгении Онегине» он предстает, с одной стороны, каксредоточие жизни высшего света с его суетой, ... Читать далее...
- На тему: патриотизм в произведениях ЛесковаВ том же ключе решал проблему национального характера и Лесков. Своеобразие его постановки этой проблемы состояло, между прочим, в том, что он не брал экстремальных ситуаций в жизни родины и народа для разработки этой темы. В Творчестве Лескова нет ни войн, ни революций, ни вообще крупномасштабных столкновений между государствами и народами. Лесков брал достаточно обыкновенные ... Читать далее...
- Тема сочинения Русский характер в рассказе Н. С. Лескова «Левша»В рассказе Н. С. Лескова «Левша» главным действующим лицом является косой тульский мастер, самоучка левша. Однако герой появляется не сразу, а в середине рассказа. Левша является любимым героем Н. С. Лескова, автор гордится своим героем, уважает его. Но, несмотря на свою позитивную оценку, во время знакомства автор не выделяет этого человека: «оружейники три человека, самые ... Читать далее...
- План сочинения — Человек и природа в творчестве ЛермонтоваЧеловек и природа в творчестве М. Ю. Лермонтова I. Вступление Нет, наверное, ни одного поэта, которым не обращался бы в своих стихотворениях к образам природы. Однако каждый поэт понимает природу и взаимоотношения ee с человеком по — своему. Лермонтов в этом отношении очень своеобразен. Дли него характерно, во-первых, противопоставление природы человеку, а во-вторых, уподобление природы ... Читать далее...
- Русский характер в рассказах Н. С. ЛесковаЕсли все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью в этом качестве, то Лесков был «причислен» к классикам лишь во второй половине XX века, хотя особое мастерство языка Лескова было бесспорно, о нем говорили не только почитатели его таланта, но его отмечали даже недоброжелатели. Лескова отличало умение ... Читать далее...
- План сочинения: Барин и мужик в произведениях Толстого и Салтыкова-ЩедринаБарин и мужик в произведениях Л. Н. Толстого и М. Е. Салтыкова-Щедрина. I. Вступление Взаимоотношения барина и мужика всегда интересовали русских писателей, но после реформы 1861 года эта тема приобрела особую актуальность. II. Главная часть 1. У Толстого и у Салтыкова-Щедрина показан конфликт между барином и мужиком, объективно складывающиеся противоречия между дворянином и крестьянином. Для ... Читать далее...
- План сочинения: «Новый человек» в изображении Чернышевского и Тургенева«Новый человек» в изображении Н. Г. Чернышевского и И. С. Тургенева I. Вступление 1. Социально-политическая ситуация в России начала 60-х годов. Главная фигура эпохи — «новый человек», Разночинец-демократ. 2. Тургенев и Чернышевский — первые русские писатели, которые изобразили этот тип достаточно полно, дали ему свое истолкование и оценку. II. Главная часть 1. Общее в характерах ... Читать далее...
- Русский народ в рассказах Н. С. ЛесковаШкольное сочинение по творчеству Н. С. Лескова. Н. С. Лесков родился четвертого февраля 1831 года, когда лютовали вьюги, заметая заночевавшие в степных буераках обозы. Будущий писатель увидел свет в семье небогатой, незнатной и нечиновной. Отец писателя Семен Дмитриевич, попович, сызмала предназначенный к рясе, как положено в сельском духовенстве, восстал против векового порядка и отказался от ... Читать далее...
- «Человек на часах» по рассказу Н — ЛесковаСочинение «Человек на часах» по рассказу Н. Лескова Когда я читал произведение Николая Лескова «Человек на часах», то размышлял о правилах. Правила ведь придумали для того, чтобы облегчить людям Жизнь. Но иногда начинается перебор. Тогда правило становится важнее человека. Все стараются любой ценой его соблюдать, забыв про смысл, про других людей. Такой же абсурд происходит ... Читать далее...
- Русские праведники в произведениях Н. С. ЛесковаНа написание этой темы Лескова побудил разрыв с церковью. Разрыв с церковностью означал для Лескова не только критику тех или иных догматов казенного христианства. Он означал полный разрыв с официальным миром, с казенной службой во всех ее видах и формах. Отныне он довольно придирчиво отзывается о людях, так или иначе связанных с государством хотя бы ... Читать далее...
- Анализ рассказа Н — Лескова «Человек на часах»Анализ рассказа Н. Лескова «Человек на часах» В основе сюжета рассказа Николая Лескова «Человек на часах» лежит нравственная проблема. Это проблема человеческого долга. Герой рассказа, часовой дворцового караула Постников, оказывается перед сложнейшим выбором. Стоя на часах у будки, он видит тонущего в ледяной воде Невы человека. Кругом ночь. Долг человечности и людской совести зовут солдата ... Читать далее...
- Русский характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Повесть Лескова «Очарованный странник» была создана в 1873 году. Первоначально она называлась «Черноземный Телемак». В образе скитальца Ивана Флягина обобщены замечательные черты людей энергичных, талантливых от природы, воодушевленных беспредельной любовью к людям. Герой повести — человек из народа, не сломленный трудной судьбой, хоть «он всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть». «Очарованный странник» был ... Читать далее...
- Русский язык в произведениях М. РыльскогоВ условиях страшного социального и национального гнета украинский язык, говорит М. Рыльский, «свой дух величественно-достойный, как ржаное зерно, берег». Огромные потенциальные силы украинского языка передаются сложным эпитетом «величественно-достойный», а его бессмертие утверждается сравнением с ржаным зерном. Рожь в народном мышлении — символ жизни. В стихотворении «Родной язык» лаконично, но выразительно показано братское единение культурных и ... Читать далее...
- План сочинения: Лирический герой поэзии ЛермонтоваЛирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова I. Вступление Лирический герой — это образ поэта в его лирических произведениях. II. Главная часть 1. Лирический герой Лермонтова — типичный романтик. Поэтому в его лирике так сильны мотивы одиночества, непонятости, предчувствие трагического конца и т. п. 2. Лирический герой Лермонтова ощущает себя человеком необыкновенным, стоящим над толпой. 3. ... Читать далее...
- Тема богатой многосторонней одаренности русского человека в ранних произведениях ЛесковаС творческой личностью связывает писатель свои надежды на русского человека, «который все может», и на будущее России. Человек художнического склада, в представлении Лескова, способен не только проявить необыкновенную отзывчивость на все впечатления жизни, но, что еще более важно, для его живой души естественно состояние развития, совершенствования и он может сообщить эту энергию движения самой действительности, ... Читать далее...
- План сочинения: Тематика и формы авторских отступлений в романе Пушкина «Евгений Онегин»Тематика и формы авторских отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» I. Вступление Авторские отступления — это Внесюжетный элемент композиции произведения, в котором выражается авторская личность. Авторские отступления имеют большое значение в композиции пушкинского романа. Благодаря им создается образ автора ; в них затронуты те сферы русской жизни, которые не имеют прямого отношения к ... Читать далее...
- План сочинения: Свободолюбивая лирика ПушкинаСвободолюбивая лирика А. С. Пушкина I. Встутение Творчество Пушкина приходится на 20-е — 30-е годы XIX века, когда проблема свободы была чрезвычайно актуальной в русском обществе. II. Главная часть 1. В лирике Пушкина мы находим разные грани проблемы свободы. Важнейшие из них: свобода социально-политическая, свобода личности, свобода творчества. 2. В раннем творчестве Пушкина наиболее актуальной ... Читать далее...
- План сочинения — Самодурство как социально-психологическое явлениеСамодурство как социально-психологическое явление I. Вступление Основная тема творчества Островского — жизнь «средних слоев»: мещанства, чиновничества, купечества. Для этой среды и характерно социально-психологическое явление самодурство. II. Главная часть 1. Сущность самодурства — в неограниченной власти, невстречающей сопротивления и развращающей человека, имеющего эту власть. 2. В пьесе «Гроза» самодурство представлено в образах Кабанихи и Дикого. А) ... Читать далее...
- План сочинения — Роль второстепенных персонажей, бытового фона и пейзажа в пьесе Островского «Гроза»Роль второстепенных персонажей, бытового фона и пейзажа в пьесе А. Н. Островского «Гроза» I. Вступление Введение в пьесу второстепенных персонажей, изображение бытового фона и пейзажа дают возможность автору расширить рамки изображаемого, показать ту среду, в которой развертывается действие, создать в произведении определенный эмоциональный колорит. II. Главная часть 1. Второстепенные персонажи: А) Дикой. Он не принимает ... Читать далее...
- Русская государственность в произведениях Н. С. ЛесковаЛесков начинал литературную работу с несокрушимой верой в силу слова, начинал призывом: «Пора нам отвыкать от мысли, что предметом литературы должно быть что-нибудь особенное, а не то, что всегда перед глазами и от чего мы все страдаем прямо или косвенно. Сбросив вековой хлам предубеждений, мы ощутим себя близкими к жизни наших меньших братии и сумеем ... Читать далее...
- План сочинения — Композиция романа Лермонтова «Герой нашего времени»Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» I. Вступление Общее понятие о композиции: это состав и расположение частей художественного произведения. II. Главная часть 1. Композиция романа Лермонтова достаточно сложна. Это проявляется и в нарушении хронологической последовательности повестей, и в отсутствии между ними сюжетной связи, и в смене повествователей: А) роман Лермонтова состоит из пяти ... Читать далее...
- Тема маленького человека в творчестве ЛесковаИнтереснымм образом решал проблему маленького человека Лесков. Его герой — совсем не обязательно мелкий чиновник — чаще это мужик, мастеровой, мещанин, монах. В маленьких людях Лескову дорога их скромность, даже непритязательность в соединении с удивительным талантом, истинно христианским духом, непоколебимой стойкостью. Наиболее яркий образ такого человека дал Лесков в одном из своих лучших рассказов — ... Читать далее...
- План сочинения на тему: Поэт, Бог, природа в лирике Пушкина и ЛермонтоваПоэт, Бог, природа в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова I. Вступление Отношения поэта с Богом и природой всегда волновали как Пушкина, так и Лермонтова, и находили выражение в их лирике. Это триединство воссоздано в стихотворениях, отражающих тему поэта и поэзии, и отчасти в пейзажной лирике. В решении этой темы, как и в ... Читать далее...
- План сочинения: Наполеоновская тема в творчестве русских писателей XIX векаНаполеоновская тема в творчестве русских писателей XIX века. Вступление Наполеон Бонапарт — одна из самых крупных и примечательных исторических фигур XIX века. О нем вели жаркие споры историки, политики, философы В произведениях русских писателей фигура Наполеона получила свое оригинальное освещение. II. Главная часть Русская литература первой половины XIX века обращалась к образу Наполеона «по горячим ... Читать далее...
- План сочинения — Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» I. Вступление В той всеохватной картине мира, которую нарисовал Толстой в своем романе, разумеется, нельзя было обойтись без женских характеров. В «Войне и мире» их довольно много, причем Толстой умеет индивидуализировать каждый образ, показать его неповторимую особенность. Основные женские персонажи, наиболее важные для раскрытия авторской ... Читать далее...
- Сочинения Пушкина: Онегин это русский, он возможен только в РоссииОнегин — это русский, он возможен только в России; в ней он нужен, и его встречают на каждом шагу. Онегин — это бездельник, потому что он никогда ничем не занимался, человек лишний в той сфере, в которой находится, и не имеющий достаточной силы характера, чтобы из нее выйти.. . Он все начинал и ничего не ... Читать далее...
План сочинения — Русский человек в произведениях Лескова