Русский народ и его огромный внутренний потенциал в творчестве Н. С. Лескова
Для творчества Н. С. Лескова характерен оригинальный, самобытный взгляд на русскую действительность. В буднях русской жизни писатель сумел увидеть мир удивительного и необыкновенного. Лесков — художник необычайно широкого тематического диапазона. Он создает в своих произведениях вереницу социальных типов, человеческих характеров. И среди них много сильных натур, неординарных личностей.
Такова героиня рассказа «Леди Макбет Мценского уезда», в котором автор изобразил бунт мещанки Катерины Измайловой против поработившего ее мира собственности. Любовь превращает изнывающую от скуки мещаночку в страстную натуру. Но рвущаяся к свободе любовь оказывается разрушительной силой.
Слепая страсть Катерины толкает ее на преступные поступки. Свое исследование человеческих страстей Лесков продолжит в повести «Очарованный странник», где в движении от прошлого к будущему предстает перед нами характер русского человека. Это поистине богатырский образ простого русского мужика Ивана Флягина, сумевшего одолеть тяжелейшие жизненные испытания.
Простой крестьянин, Флягин несет в себе огромный жизненный потенциал: «всю жизнь… погибал, и никак не мог погибнуть». Не раз он жертвует собой, спасая ближних, совершает подвиги, томится в плену. Герой Лескова поднимается до духовного подвига, стремления к самосовершенствованию: «Мне за народ очень помереть хочется».
С точки зрения Лескова, духовные искания его героя свидетельствуют о становлении русского национального самосознания. Бунтарское, протестующее начало воплощают герои «Соборян» — Савелий Туберозов и дьякон Ахилла Десницын, близкие к стихиям русской жизни и русской души, воплощающие национальные стремления. В поисках истоков обновления своей страны Лесков часто обращается к характеру русского человека, в котором он видит спасительное нравственное начало, талант, артистизм, стремление к красоте, самопожертвованию.
Дайджест:
- План сочинения — Русский человек в произведениях ЛесковаРусский человек в произведениях Н. С. Лескова I. Вступление Проблема русского национального характера была весьма актуальна в середине XIX века. Ее ставили и пытались решить такие писатели, как Достоевский, Л. Толстой, Салтыков — Щедрин и др. У Лескова был свой подход к этой проблеме. II. Главная часть 1. Лесков видел наиболее яркое проявление русского национального ... Читать далее...
- Русский народ в рассказах Н. С. ЛесковаШкольное сочинение по творчеству Н. С. Лескова. Н. С. Лесков родился четвертого февраля 1831 года, когда лютовали вьюги, заметая заночевавшие в степных буераках обозы. Будущий писатель увидел свет в семье небогатой, незнатной и нечиновной. Отец писателя Семен Дмитриевич, попович, сызмала предназначенный к рясе, как положено в сельском духовенстве, восстал против векового порядка и отказался от ... Читать далее...
- План сочинения — Я хочу рассказать о книге Н. С. Лескова «Очарованный странник»План. I «Писатель будущего». II Иван Флягин — «черноземный Телемак». 1. деятельный мирный характер Ивана Флягина. А) неуемная сила духа; Б) богатырское озорство; В) неистребимая жизненная мощь; Г) широта души; 2. необыкновенная жизнь. III Пафос высокой нравственности. Рабочие материалы Трагическая судьба человека, который не может найти применения, предстает перед нами в повести «Очарованный странник». «Очарованный ... Читать далее...
- План сочинения на тему: Образы русских мастеров в произведениях Гоголя и ЛесковаОбразы русских мастеровых людей в произведениях Гоголя и Лескова I. Вступление Образы русских мастеров занимают существенное место в поэме Гоголя «Мертвые души» и в сказе Лескова «Левша», что обусловлено стремлением воссоздать русский национальный характер, в котором, с точки зрения писателей, талантливость, мастерство, искусность являются ведущими чертами. II. Главная часть 1.Крепостные крестьяне как мастера своего дела ... Читать далее...
- План сочинения — Народ и дворянство в романе Толстого «Война и мир»Народ и дворянство в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» I. Вступление 1. Народ и дворянство — основные сословия в России первой половины XIX века, поэтому внимание к ним Толстого не случайно. 2. И народ и дворянство были неоднородны; в «Войне и мире» эта неоднородность отражена в полной мере. II. Главная часть 1. Образ ... Читать далее...
- Тема сочинения Русский характер в рассказе Н. С. Лескова «Левша»В рассказе Н. С. Лескова «Левша» главным действующим лицом является косой тульский мастер, самоучка левша. Однако герой появляется не сразу, а в середине рассказа. Левша является любимым героем Н. С. Лескова, автор гордится своим героем, уважает его. Но, несмотря на свою позитивную оценку, во время знакомства автор не выделяет этого человека: «оружейники три человека, самые ... Читать далее...
- Русский характер в рассказах Н. С. ЛесковаЕсли все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью в этом качестве, то Лесков был «причислен» к классикам лишь во второй половине XX века, хотя особое мастерство языка Лескова было бесспорно, о нем говорили не только почитатели его таланта, но его отмечали даже недоброжелатели. Лескова отличало умение ... Читать далее...
- Проблема национального характера в творчестве ЛесковаЕсли все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью в этом качестве, то Лесков был «причислен» к классикам лишь во второй половине нашего столетия, хотя особое мастерство языка Лескова было бесспорно, о нем говорили не только поклонники его таланта, но отмечали даже его недоброжелатели. Лескова отличало умение ... Читать далее...
- Простой русский человек в рассказах ЛесковаНиколай Семенович Лесков — самобытный русский писатель, популярность которого растет год от года. Чем больше и чаще возникает разговоров о загадочной русской душе, тем охотнее вспоминают Лескова, полно, своеобразно и реально показавшего русского человека без прикрас, со всеми его противоречиями. Его произведения парадоксальны, лубочные на первый взгляд, они не так однозначны, как могут показаться поначалу. ... Читать далее...
- Тема маленького человека в творчестве ЛесковаИнтереснымм образом решал проблему маленького человека Лесков. Его герой — совсем не обязательно мелкий чиновник — чаще это мужик, мастеровой, мещанин, монах. В маленьких людях Лескову дорога их скромность, даже непритязательность в соединении с удивительным талантом, истинно христианским духом, непоколебимой стойкостью. Наиболее яркий образ такого человека дал Лесков в одном из своих лучших рассказов — ... Читать далее...
- Образ русского человека в сказке Н. С. Лескова «Левша»Сказка Николая Семеновича Лескова «Левша» — произведение удивительной судьбы. Многие критики считали, что в нем Лесков смеется над русским народом, что он просто собрал в одно произведение рассказы тульских мастеровых. Это говорит о том, что Лесков очень хорошо знал жизнь народа, его характер, речь и нравы. Это произведение Лесков придумал сам — таким замечательным писателем ... Читать далее...
- План сочинения — Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. МаяковскогоТема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского I. Вступление Традиционность этой темы для русской поэзии. Представление о поэте у Пушкина, Лермонтова, Некрасова. II. Главная часть 1. Своеобразие постановки проблемы Маяковским. Он первый заговорил «о месте поэта в рабочем строю», подчеркивая, что поэзия — это труд, который «любому труду родствен» . Сложности поэтической работы, ... Читать далее...
- План сочинения: Тема поэта и поэзии в творчестве ПушкинаТема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина I. Вступление 1. Тема поэта и поэзии — традиционная в русской литературе. Ее начали разрабатывать еще поэты XVIII века — Кантемир, Ломоносов, Державин. В творчестве Пушкина эта тема получила дальнейшее развитие. II. Главная часть 1. В своем понимании поэзии Пушкин соединил представление о ней как о ... Читать далее...
- План сочинения: Трагизм бытия в поэтическом творчестве БродскогоТрагизм бытия в поэтическом творчестве И. А. Бродского Стихи Бродского ранней поры отличаются повышенной эмоциональностью, приподнятостью лексики и речевых оборотов. Но к середине 60-х годов в поэтике Бродского намечаются новые стилевые тенденции. Взгляд поэта на мир изменился. И картина действительности отражает уже не восторженное романтическое мироощущение, а мир как таковой в его суровом и неласковом ... Читать далее...
- План сочинения — Человек и природа в творчестве ЛермонтоваЧеловек и природа в творчестве М. Ю. Лермонтова I. Вступление Нет, наверное, ни одного поэта, которым не обращался бы в своих стихотворениях к образам природы. Однако каждый поэт понимает природу и взаимоотношения ee с человеком по — своему. Лермонтов в этом отношении очень своеобразен. Дли него характерно, во-первых, противопоставление природы человеку, а во-вторых, уподобление природы ... Читать далее...
- План сочинения: Наполеоновская тема в творчестве русских писателей XIX векаНаполеоновская тема в творчестве русских писателей XIX века. Вступление Наполеон Бонапарт — одна из самых крупных и примечательных исторических фигур XIX века. О нем вели жаркие споры историки, политики, философы В произведениях русских писателей фигура Наполеона получила свое оригинальное освещение. II. Главная часть Русская литература первой половины XIX века обращалась к образу Наполеона «по горячим ... Читать далее...
- Русский характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Повесть Лескова «Очарованный странник» была создана в 1873 году. Первоначально она называлась «Черноземный Телемак». В образе скитальца Ивана Флягина обобщены замечательные черты людей энергичных, талантливых от природы, воодушевленных беспредельной любовью к людям. Герой повести — человек из народа, не сломленный трудной судьбой, хоть «он всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть». «Очарованный странник» был ... Читать далее...
- План сочинения: Тема одиночества в поэтическом творчестве Марины ЦветаевойТема одиночества в поэтическом творчестве Марины Цветаевой Абсолютное одиночество как характерное состояние Цветаевой-поэта, рожденное постоянным противостоянием с окружающим миром и внутренним конфликтом между бытом и бытием. Характерные ипостаси одиночества в поэтическом творчестве Цветаевой: 1) одиночество несбывшейся любви или дружбы, трагическая ситуация «разрозненной пары» — «Двое» , «Жизни» , «Поэма Горы» , «Поэма Конца» и др.; ... Читать далее...
- План сочинения — Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского «Гроза» I. Вступление Трагический конфликт — противоречие, которое не может быть благополучно разрешено. II. Главная часть Трагизм конфликта пьесы «Гроза» связан в основном с образом Катерины. Можно выделить две стороны этого конфликта: внешнюю и внутреннюю: А) внешний конфликт. Он состоит в противоречии между свободолюбивой натурой Катерины и укладом ... Читать далее...
- План сочинения — Самоубийство Катерины — поражение или победа?Самоубийство Катерины — поражение или победа? I. Вступление Катерина — сложный характер, поставленный в сложные и не совсем обычные обстоятельства, поэтому трудно дать однозначный ответ на предложенный вопрос. II. Главная часть 1. Характер и натура Катерины. Для нее характерны свободолюбие, искренность, нравственная сила и решимость, а также глубокая религиозность. 2. Ситуация, в которую поставлена Катерина, ... Читать далее...
- План сочинения — Изображение нравов уездного города в комедии Гоголя «Ревизор»Изображение нравов уездного города в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» I. Вступление В комедии «Ревизор» Гоголь стремился к очень широким обобщениям. Поэтому и город в комедии — образ обобщенный, типический, не случайно он не имеет никакого, даже условного названия. Это любой из тысяч подобных городов в России. II. Главная часть 1. Город в комедии — ... Читать далее...
- Язык рассказа Лескова «Левша»1880‑е гг. — период расцвета творчества Н. С. Лескова. Он потратил всю жизнь и все силы на то, чтобы создать «положительный» тип русского человека. Он отстаивал интересы крестьян, защищал интересы рабочих, обличал карьеризм и взяточничество. В поисках положительного героя Н. С. Лесков часто обращается к людям из народа. «Левша» — одна из вершин художественного творчества ... Читать далее...
- План сочинения: Образ Петербурга в произведениях русских писателей XIX вОбраз Петербурга в произведениях русских писателей XIX в. I. Вступление Петербург — столица русского государства — вызывал в писателях XIX века самые разные ассоциации, окрашивался в разные эмоциональные тона. II. Главная часть Образ Петербурга в произведениях Пушкина сложен и неоднозначен. В «Евгении Онегине» он предстает, с одной стороны, каксредоточие жизни высшего света с его суетой, ... Читать далее...
- На тему: патриотизм в произведениях ЛесковаВ том же ключе решал проблему национального характера и Лесков. Своеобразие его постановки этой проблемы состояло, между прочим, в том, что он не брал экстремальных ситуаций в жизни родины и народа для разработки этой темы. В Творчестве Лескова нет ни войн, ни революций, ни вообще крупномасштабных столкновений между государствами и народами. Лесков брал достаточно обыкновенные ... Читать далее...
- Особенности жанра сказа «Левша» ЛесковаОсобенности жанра сказа «Левша» Н. С. Лескова «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» Николай Семенович Лесков написал в 1881 году. Первоначальный замысел автора сводился к тому, чтобы «выдать» свое произведение за народную легенду, им записанную. Но обозначенный как рассказ старого оружейника, «Сказ… о левше» оказался настолько талантливым, что многие читатели приняли его ... Читать далее...
- План сочинения — Семейная тема в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Семейная тема в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» I. Вступление Проблема семьи волновала Толстого всегда. В семье он видел начало общей, «роевой» жизни, противопоставленное индивидуализму. Следуя общему принципу композиции произведения — антитезе, — семьи в романе Толстой также противопоставляет. II. Главная часть 1. В романе «Война и мир» изображены несколько семей, и все ... Читать далее...
- Русские праведники в произведениях Н. С. ЛесковаНа написание этой темы Лескова побудил разрыв с церковью. Разрыв с церковностью означал для Лескова не только критику тех или иных догматов казенного христианства. Он означал полный разрыв с официальным миром, с казенной службой во всех ее видах и формах. Отныне он довольно придирчиво отзывается о людях, так или иначе связанных с государством хотя бы ... Читать далее...
- Русская действительность в рассказе Лескова «Старый гений»Н. С. Лесков принадлежит к поколению писателей 60-90‑х гг. XIX в., горячо любивших Россию, ее талантливый народ и активно выступавших против угнетения свободы и подавления свободы личности. Им созданы очерки, романы, рассказы о судьбе простых людей, о самобытных исторических личностях, о злоупотреблениях властью, откровенном хищничестве. Иные его рассказы составили циклы. Таковы святочные рассказы, довольно редкий ... Читать далее...
- Образ русского народа в сказе «Левша» ЛесковаОбраз русского народа в сказе «Левша» Н. С. Лескова В большей части произведений Николая Семеновича Лескова изображается особый народный тип героя — человек, носитель высоких моральных качеств, праведник. Таковы персонажи произведений «Очарованный странник», «Человек на часах» и других. Левит — главный герой «Сказа о тульском косом левше и о стальной блохе» — один из таких ... Читать далее...
- Художественный метод ЛесковаНиколай Семенович Лесков — прозаик, публицист. Начинал свою литературную деятельность как сотрудник буржуазно-либеральных газет. В 1862г. принял участие в артельном журнале «Век». Здесь было напечатано его первое беллетрическое произведение — рассказ «Погасшее дело». Значительную часть своих произведений Лесков написал в жанре художественного очерка, хотя творчество Лескова отличается большим жанровым разнообразием. Писатель пробует свои силы в ... Читать далее...
План сочинения: Русский народ и его огромный внутренний потенциал в творчестве Лескова