Самодурство как социально-психологическое явление
I. Вступление
Основная тема творчества Островского — жизнь «средних слоев»: мещанства, чиновничества, купечества. Для этой среды и характерно социально-психологическое явление самодурство.
II. Главная часть
1. Сущность самодурства — в неограниченной власти, невстречающей сопротивления и развращающей человека, имеющего эту власть.
2. В пьесе «Гроза» самодурство представлено в образах Кабанихи и Дикого.
А) деспотические черты в характере и поведении Кабанихи.
Б) самодурство Дикого.
Самодурство органически не принимает чьей-либо свободы, кроме своей собственной.
3. На чем держится власть самодуров?:
А) на власти денег, что особенно ярко проявляется на примере Дикого. Борис, рабочие, домашние Дикого находятся у него в полной материальной зависимости, и всякое сопротивление для них бессмысленно.
Б) на домостроевской морали, утверждающей власть старших в семейных отношениях и определенные этические нормы. Пользуясь этими нормами, Кабаниха стремится полностью закабалить и сына, и невестку. Важно и то, что эти нормы освящены религией и потому непререкаемы.
В) на слабости и забитости подвластных. Самодурство развивается там, где оно не встречает никакого сопротивления и протеста.
III. Заключение
Социальные предпосылки в сочетании с определенными чертами характера и создают самодурство как социальнопсихологическое явление.
Дайджест:
- План сочинения: Внесценические персонажи и их роль в комедии Грибоедова «Горе от ума»Внесценические персонажи и их роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» I. Вступление Комедия Грибоедова — реалистическое произведение, в котором автор дает обобщенную картину социальной жизни России 10-х — начала 20-х годов XIX века. Чтобы расширить рамки комедии и тем самым усилить обобщение и типизацию, и вводятся внесценические персонажи. II. Главная часть 1. ... Читать далее...
- План сочинения — Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского «Гроза» I. Вступление Трагический конфликт — противоречие, которое не может быть благополучно разрешено. II. Главная часть Трагизм конфликта пьесы «Гроза» связан в основном с образом Катерины. Можно выделить две стороны этого конфликта: внешнюю и внутреннюю: А) внешний конфликт. Он состоит в противоречии между свободолюбивой натурой Катерины и укладом ... Читать далее...
- План сочинения: Барин и мужик в произведениях Толстого и Салтыкова-ЩедринаБарин и мужик в произведениях Л. Н. Толстого и М. Е. Салтыкова-Щедрина. I. Вступление Взаимоотношения барина и мужика всегда интересовали русских писателей, но после реформы 1861 года эта тема приобрела особую актуальность. II. Главная часть 1. У Толстого и у Салтыкова-Щедрина показан конфликт между барином и мужиком, объективно складывающиеся противоречия между дворянином и крестьянином. Для ... Читать далее...
- План сочинения: Свободолюбивая лирика ПушкинаСвободолюбивая лирика А. С. Пушкина I. Встутение Творчество Пушкина приходится на 20-е — 30-е годы XIX века, когда проблема свободы была чрезвычайно актуальной в русском обществе. II. Главная часть 1. В лирике Пушкина мы находим разные грани проблемы свободы. Важнейшие из них: свобода социально-политическая, свобода личности, свобода творчества. 2. В раннем творчестве Пушкина наиболее актуальной ... Читать далее...
- План сочинения — Своеобразие гоголевской сатирыСвоеобразие гоголевской сатиры I. Вступление Сатира как высмеивание недостатков и пороков человека и общества в целом. . Сатира как важная часть русской литературы — как до Гоголя, так и после него. II. Главная часть 1. Объект гоголевской сатиры — это прежде всею пошлость русской жизни его времени, нарушение определенных нравственных и социальных норм. Гоголевская сатира ... Читать далее...
- План сочинения: Тема поэта и поэзии в творчестве ПушкинаТема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина I. Вступление 1. Тема поэта и поэзии — традиционная в русской литературе. Ее начали разрабатывать еще поэты XVIII века — Кантемир, Ломоносов, Державин. В творчестве Пушкина эта тема получила дальнейшее развитие. II. Главная часть 1. В своем понимании поэзии Пушкин соединил представление о ней как о ... Читать далее...
- План сочинения — Своеобразие драматургии ЧеховаСвоеобразие драматургии А. П. Чехова I. Вступление Чехов — драматург-новатор. По сравнению со своими предшественниками он создал в русской литературе принципиально новую драматургию. II. Главная часть 1. Конфликт в пьесах Чехова. Предшественники Чехова в основном опирались на конфликт между отдельными персонажами или группами персонажей. Чехов же в основном строит пьесу на ряде психологических конфликтов. Его ... Читать далее...
- План сочинения: Трагизм бытия в поэтическом творчестве БродскогоТрагизм бытия в поэтическом творчестве И. А. Бродского Стихи Бродского ранней поры отличаются повышенной эмоциональностью, приподнятостью лексики и речевых оборотов. Но к середине 60-х годов в поэтике Бродского намечаются новые стилевые тенденции. Взгляд поэта на мир изменился. И картина действительности отражает уже не восторженное романтическое мироощущение, а мир как таковой в его суровом и неласковом ... Читать далее...
- План сочинения на тему — Раскольников как трагический характерРаскольников как трагический характер I. Вступление Под трагическим в литературе понимается неразрешимое противоречие, чаще всего внутреннее, психологическое. Раскольников — трагический характер. II. Главная часть 1. В чем трагедия Раскольникова? Можно сказать, что основное противоречие в личности Раскольникова — это противоречие добра и зла. Человечность натуры постоянно борется в нем с бесчеловечностью его головной теории. С ... Читать далее...
- План сочинения: «Кролики и удавы» Ф. Искандера как философская сказка«Кролики и удавы» Ф. Искандера как философская сказка В сказке «Кролики и удавы» Искандер вскрыл механизм тоталитарной общественной системы, проанализировал ее действие на разных исторических и социальных уровнях. Автор воспроизводит структуру иерархического общества, основанного на лжи и демагогии. Мир удавов и кроликов — это мир «идеальной несвободы». Способы, с помощью которых кроликов держат в подчинении, ... Читать далее...
- План сочинения — Самоубийство Катерины — поражение или победа?Самоубийство Катерины — поражение или победа? I. Вступление Катерина — сложный характер, поставленный в сложные и не совсем обычные обстоятельства, поэтому трудно дать однозначный ответ на предложенный вопрос. II. Главная часть 1. Характер и натура Катерины. Для нее характерны свободолюбие, искренность, нравственная сила и решимость, а также глубокая религиозность. 2. Ситуация, в которую поставлена Катерина, ... Читать далее...
- План сочинения — Своеобразие сатиры Салтыкова-ЩедринаСвоеобразие сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина I. Вступление Сатира как «уничтожение смехом» . Своеобразие сатиры того или иного писателя определяется объектом сатиры и художественными средствами сатирического изображения. II. Главная часть 1. Объектом сатиры Салтыкова-Щедрина был весь уклад русской общественной жизни второй половины XIX века. Щедрин высмеивал не «пороки» человека вообще, а изъяны общественно-политической системы, социальную психологию ... Читать далее...
- План сочинения — Человек и природа в творчестве ЛермонтоваЧеловек и природа в творчестве М. Ю. Лермонтова I. Вступление Нет, наверное, ни одного поэта, которым не обращался бы в своих стихотворениях к образам природы. Однако каждый поэт понимает природу и взаимоотношения ee с человеком по — своему. Лермонтов в этом отношении очень своеобразен. Дли него характерно, во-первых, противопоставление природы человеку, а во-вторых, уподобление природы ... Читать далее...
- На тему: Самодурство Троекурова в романе Дубровский, ПушкинСамодурство Троекурова А. С. Пушкин — величайший русский поэт и драматург. На его счету огромное количество произведений, многие из которых стали «жемчужинами» русской литературы. Так как автор жил и творил в первой половине XIX века, то во многих его работах упоминается тема крепостного права. Так, в романе «Дубровский» описываются взаимоотношения между разными сословиями дворян, между ... Читать далее...
- План сочинения — Мастерство психологизма в романе Толстого «Война и мир»Мастерство психологизма в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» I. Вступление Психологизм — подробное и глубокое воспроизведение в литературном произведении внутреннего мира человека. Толстой — один из крупнейших писателей-психологов не только в русской, но и мировой литературы. При помощи психологизма Толстой раскрывает нравственные искания своих героев, процесс постижения ими смысла жизни. Поэтому наиболее психологичны ... Читать далее...
- План сочинения — Поэма Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведениеПоэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение I. Вступление Характеристика романтизма и его важнейших свойств: исключительный герой, зачастую загадочный; необыкновенная судьба, особые обстоятельства, возвышенные мотивы поступков; часто — трагическая обреченность; яркость и красочность стиля и т. п. II. Главная часть Черты романтизма в поэме «Мцыри»: А) и характер, и судьба Мцыри необычны, их никак ... Читать далее...
- План сочинения — Типы крестьян в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»Типы крестьян в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» I. Вступление Главный герой поэмы Некрасова — крестьянин, мужик. Некрасова интересуют все стороны жизни крестьянства: бытовой уклад, психология, идеалы и т. п. II. Главная часть 1. Крестьянство в поэме Некрасова не является безликой массой, оно в представлении автора неоднородно: А) крестьяне — правдоискатели ... Читать далее...
- План сочинения — Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» I. Вступление В той всеохватной картине мира, которую нарисовал Толстой в своем романе, разумеется, нельзя было обойтись без женских характеров. В «Войне и мире» их довольно много, причем Толстой умеет индивидуализировать каждый образ, показать его неповторимую особенность. Основные женские персонажи, наиболее важные для раскрытия авторской ... Читать далее...
- План сочинения — Изображение нравов уездного города в комедии Гоголя «Ревизор»Изображение нравов уездного города в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» I. Вступление В комедии «Ревизор» Гоголь стремился к очень широким обобщениям. Поэтому и город в комедии — образ обобщенный, типический, не случайно он не имеет никакого, даже условного названия. Это любой из тысяч подобных городов в России. II. Главная часть 1. Город в комедии — ... Читать далее...
- План сочинения: «Новый человек» в изображении Чернышевского и Тургенева«Новый человек» в изображении Н. Г. Чернышевского и И. С. Тургенева I. Вступление 1. Социально-политическая ситуация в России начала 60-х годов. Главная фигура эпохи — «новый человек», Разночинец-демократ. 2. Тургенев и Чернышевский — первые русские писатели, которые изобразили этот тип достаточно полно, дали ему свое истолкование и оценку. II. Главная часть 1. Общее в характерах ... Читать далее...
- План сочинения на тему: Поэт, Бог, природа в лирике Пушкина и ЛермонтоваПоэт, Бог, природа в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова I. Вступление Отношения поэта с Богом и природой всегда волновали как Пушкина, так и Лермонтова, и находили выражение в их лирике. Это триединство воссоздано в стихотворениях, отражающих тему поэта и поэзии, и отчасти в пейзажной лирике. В решении этой темы, как и в ... Читать далее...
- План сочинения на тему: Печорин и Раскольников — герои философского поискаПечорин и Раскольников — герои философского поиска I. Вступление Печорин и Раскольников относятся к разным эпохам и сословиям, и, казалось бы, ничто их не сближает. Но у них есть и много общего. Обоих можно назвать героями философского поиска. II. Главная часть 1. Оба героя молоды, и у обоих очень высокая самооценка. Княжна Мери говорит о ... Читать далее...
- План сочинения — Роль второстепенных персонажей, бытового фона и пейзажа в пьесе Островского «Гроза»Роль второстепенных персонажей, бытового фона и пейзажа в пьесе А. Н. Островского «Гроза» I. Вступление Введение в пьесу второстепенных персонажей, изображение бытового фона и пейзажа дают возможность автору расширить рамки изображаемого, показать ту среду, в которой развертывается действие, создать в произведении определенный эмоциональный колорит. II. Главная часть 1. Второстепенные персонажи: А) Дикой. Он не принимает ... Читать далее...
- План сочинения: «Что есть красота?..»«Что есть красота?..» Заболоцкий начал с утверждения своих идеалов путем отрицания и неприятия антипода красоты — пошлости. Собственный же эстетический идеал, идеал красоты, поэт выстрадал всей своей жизнью, судьбой, всем своим творчеством. Поэт терпеливо и страстно искал его: А) в мире природы найти его оказалось совсем непросто: ведь Заболоцкий видел в природе и борьбу противоречий, ... Читать далее...
- План сочинения на тему: Два ЕвгенияДва Евгения I. Вступление Этих героев очень трудно сравнивать, т. к. они принадлежат и к разным сословиям, и к разным эпохам развития русского общества. Их убеждения также различаются. Однако и у них есть кое-что общее. IL Главная часть 1. Начать следует с различий, т. к. они лежат на поверхности и их легче определить: А) Евгений ... Читать далее...
- План сочинения: Изображение «деловых людей» в комедиях Грибоедова и ОстровскогоИзображение «деловых людей» в комедиях А. С. Грибоедова и А. Н. Островского I. Вступление Воссоздавая сатирическую картину нравов дворянского общества, Грибоедов и Островский уделили заметное место образам «деловых людей», т. е. тех, кто, преодолевая свое мизерное общественное положение, стремится сделать карьеру, подняться на верх социальной лестницы, не гнушаясь при этом никакими способами, не думая о ... Читать далее...
- План сочинения — А. С. Пушкин о поэте и поэзии1. А. С. Пушкин — первый в России профессиональный поэт, т. е. первый человек, избравший литературу главным и единственным делом своей жизни. II. 1. Пушкин-романтик говорит о привлекательности поэтической доли: уход от мира реального, жизнь в вымышленном мире «питомцем нег и Аполлона». 2. 1817 год — ода «Вольность». Поэт призывает «разбить изнеженную лиру» во имя ... Читать далее...
- План сочинения — Искания Пьера БезуховаИскания Пьера Безухова I. Вступление 1. Пересказать всю биографию Пьера в сочинении невозможно, поэтому выбираются ключевые моменты в его развитии. 2. Основные направления исканий Пьера: желание быть внутренне довольным собой, стремление к соединению с людьми и к служению им, освобождение от ложных чувств и понятий. II. Главная часть 1. В начале романа Пьер — молодой, ... Читать далее...
- План сочинения Онегин как трагический геройОнегин как трагический герой I. Вступление Понятие трагического. Важной разновидностью трагического является внутренний трагизм, потеря смысла жизни, жизненных идеалов. Именно этот тип трагического характерен для Онегина. II. Главная часть 1. «Хандра» — основной нравственный «недуг» Онегина, Ее причины: А) Онегин рано начал жить светской жизнью, рано испытал все ее удовольствия и, в силу незаурядности своей ... Читать далее...
- План сочинения — Русский человек в произведениях ЛесковаРусский человек в произведениях Н. С. Лескова I. Вступление Проблема русского национального характера была весьма актуальна в середине XIX века. Ее ставили и пытались решить такие писатели, как Достоевский, Л. Толстой, Салтыков — Щедрин и др. У Лескова был свой подход к этой проблеме. II. Главная часть 1. Лесков видел наиболее яркое проявление русского национального ... Читать далее...
План сочинения — Самодурство как социально-психологическое явление