Смысл заглавия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
I. Вступление
Заглавие поэмы символично и содержит множество значений.
II. Главная часть
Словосочетание «мертвые души» парадоксально, потому что душа бессмертна. Самое простое значение: «мертвыми душами» назывались крестьяне, числившиеся живыми по бумагам, но на самом деле уже умершие. В этом образе уже видна мертвенность канцелярской формы, бюрократии, которой нет дела до реальных людей, для которой бумага важнее человека.
Эта мертвенность, равнодушие к живому человеку проявляется у чиновников не только в провинции, но и в Петербурге. Чичиков торгует мертвыми душами, но его авантюра построена на том, что в условиях крепостного права живых людей продают, словно неодушевленные, мертвые вещи. В крепостной России крестьянин, по словам А. Н. Радищева, «в законе мертв» — в этом еще один, трагический, смысл заглавия. В то же время оказывается, что душа крестьянина, мужика — подлинно живая, он и думает, и чувствует, и мастер на все руки, обладает «живым и бойким русским умом», он создал неповторимое, живое русское слово.
Не случайно даже о мертвых мужиках помещики и чиновники, в том числе и Чичиков, говорят как о живых. В живой душе народа — живая душа России. Между тем у тех, кто продает и покупает живые и мертвые души, кто ими владеет и оформляет на них купчие крепости, — у помещиков и чиновников действительно мертвые души, в которых нет ни благородства, ни честности, ни духовных запросов, ни творчества, Про Собакевича Гоголь говорит: «Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где — то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».
Про прокурора: «…увидели, что прокурор был уже одно бездушное тело. Только тогда с соболезнованием узнали, что у покойника была точно душа, хотя он по скромности своей никогда ее не показывал».
III. Заключение
Заглавие «Мертвые души» — особый художественный образ, по-своему отражающий противоречивую картину русской жизни.
Дайджест:
- План сочинения — Особенности композиции поэмы Гоголя «Мертвые души»Особенности композиции поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» I. Вступление Композиция гоголевской поэмы, наверное, самая нетрадиционная и необычная в мировой литературе. Целью автора было создать образ жизни целой нации, а не только показать отдельные типические характеры. Для этого требовалась очень высокая степень обобщения, которой невозможно достичь при стандартной композиции. II. Главная часть Композиция — это ... Читать далее...
- План сочинения — Авторская позиция и способы ее выражении в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»Авторская позиция и способы ее выражении в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» I. Вступление «Мертвые души» — одно из тех произведений, где авторское присутствие чрезвычайно важно. Гоголь не просто изображает жизнь, он активно высказывает свое отношение к тем или иным ее сторонам, дает характеристики героям и всему жизненному укладу, размышляет о проблемах, которые на ... Читать далее...
- План сочинения — Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой?Почему Н. В. Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой? I. Вступление Под поэмой обыкновенно понимается стихотворное произведение лиро-эпического характера. Ясно, что Гоголь имел в виду что-то другое. II. Главная часть Для Гоголя поэма — это «малый род эпопеи», а эпопея ставит своей задачей изобразить не отдельные судьбы, а жизнь страны, нации, народа в целом. Именно поэтому ... Читать далее...
- План сочинения — Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети»Смысл заглавия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» I. Вступление Писатели нередко дают своим произведениям заглавии, содержащие в себе определенный художественный образ и указывающие на проблематику этого произведения. К этому типу относится и заглавие романа Тургенева. II. Главная часть 1. Первое значение содержащегося в заглавии образа — прямое: в романе действительно идет речь о ... Читать далее...
- В чем смысл названия поэмы «Мертвые души»?Вершиной творчества Н. В. Гоголя стала поэма «Мертвые души». Приступая к созданию своего грандиозного по замыслу произведения, он писал Жуковскому, что «вся Русь явится в нем!». В основу конфликта поэмы Гоголь положил главное противоречие современной ему действительности между исполинскими духовными силами народа и его закабаленностью. Реализуя этот конфликт, он обратился к самым насущным проблемам того ... Читать далее...
- «Мертвые души»; ГоголяОдним из самых важных, великих, интересных и значимых произведений русской, да и вообще мировой литературы, я считаю поэму «Мертвые души». Это произведение несет глубокий смысл. Основной целью писателя было показать на примере помещиков и чиновников, главного героя Чичикова и других персонажей то, как людские души становятся мертвыми. Сюжетная линия поэмы «Мертвые души» очень интересная и ... Читать далее...
- Жанровое своеобразие поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»Сочинения по литературе: Жанровое своеобразие поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души Н. В. Гоголь всегда считал поэму «Мертвые души», работа над которой длилась около 17 лет, главным произведением своей жизни. В письмах В. Жуковскому он восклицает: «Клянусь, я что-то сделаю, чего не сделает обыкновенный человек… Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… ... Читать далее...
- Композиция поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»Сочинения по литературе: Композиция поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» По замыслу Н. В. Гоголя, темой поэмы должна была стать вся современная ему Россия. Конфликтом первого тома «Мертвых душ» писатель взял два типа противоречий, присущих русскому обществу первой половины XIX века: между мнимой содержательностью и действительной ничтожностью господствующих слоев общества и между духовными силами народа ... Читать далее...
- На тему: ДУШИ «МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ» В ПОЭМЕ И. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»Поэма Гоголя «Мертвые души» была опубликована в 1842 году. Современники писателя прочитали ее под названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Николай Васильевич вынужден был изменить название, показавшееся кощунственным цензурному ведомству. «Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть; автор вооружается против бессмертья», — возмущался один из цензоров. Так появился ... Читать далее...
- Структура поэмы Гоголя «Мертвые души»Если обратиться к структуре поэмы, то можно заметить, что в ней выведены представители господствующих сословий: дворяне, чиновники, «миллионщики» и т. д. Народ непосредственно не показан в поэме, не считая слуги Петрушки, кучера Селифана и еще нескольких эпизодических лиц. Это не значит, что жизнь народа осталась за пределами поэмы. Но на переднем плане представлены привилегированные сословия. ... Читать далее...
- Особенности жанра и композиции поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»Н. В. Гоголь хотел написать произведение, в «котором бы явилась вся Русь». Это произведение должно было стать грандиозным описанием быта и нравов России первой трети XIX века. Им стала поэма «Мертвые души», написанная в 1842 году. Первое издание произведения называлось «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Такое название снижало сатирическое значение этого произведения. Гоголь изменил название ... Читать далее...
- Художественные особенности поэмы гоголя «Мертвые души»Гоголь давно мечтал написать произведение, в «котором бы явилась вся Русь». Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма «Мертвые души», написанная в 1842 году. Первое издание по цензурным соображениям было озаглавлено «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Такое название снижало истинное значение этого произведения, вызывало ... Читать далее...
- На тему: Особенности поэмы Гоголя «Мертвые души»Гоголь давно мечтал написать произведение, в «котором бы явилась вся Русь». Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма «Мертвые души», написанная в 1842 г. Первое издание произведения было названо «Похождения Чичикова, или мертвые души». Такое название снижало истинное значение этого произведения, переводило в область ... Читать далее...
- Особенности жанра и композиции поэмы Николая Гоголя «Мертвые души»Поэма М. Гоголя «Мертвые души» — произведение сложное, в нем переплетаются и беспощадная сатира, и философские раздумья о судьбе России, и тонкий лиризм. К своему шедевру писатель шел всю свою жизнь, написав такие самобытные, оригинальные произведения, как, например, «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Ревизор». Чтобы лучше понять особенности жанра «Мертвых душ», следует сопоставить это ... Читать далее...
- На тему: Живые и мертвые души в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»Живые и мертвые души в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма Н. В. Гоголя является одним из лучших его произведений. Над ее созданием автор работал более 10 лет, так и не завершив задуманное. Несмотря на это, произведение получилось оригинальным и интересным. Все персонажи в поэме, их образ жизни и быт, продуманы до мелочей. В ... Читать далее...
- Гоголь, Мертвые души. Сравните лирические отступления романа Пушкина и поэмы Гоголя. Что их сближает и что различает?Выберите главу, посвященную одному из помещиков, и объясните, какую роль играют в ней пейзажные описания. Пейзажные описания в главах о помещиках свидетельствуют о состоянии имения, а также о характере и привычках владельца. В ответе на предыдущий вопрос мы говорили о стиле хозяйствования Коробочки — незатейливом, не следующем моде, но основательном и крепком для среднего по ... Читать далее...
- Сюжетно-композиционные особенности поэмы «Мертвые души» Гоголя Н. ВСюжет и композиция «Мертвых душ» обусловлены предметом изображения — стремлением Гоголя постичь русскую жизнь, характер русского человека, судьбу России. Речь идет о принципиальном изменении предмета изображения по сравнению с литературой 20-30-х гг.: внимание художника переносится с изображения отдельной личности на портрет общества. Иными словами, романический аспект жанрового содержания сменяется нравоописательным. Поэтому Гоголь ищет сюжет, который ... Читать далее...
- Краткая характеристика произведения «Мертвые души» Гоголя Н. ВГоголь назвал «Мертвые души» поэмой, подчеркнув равноправие эпического и лирического начал. Задача эпической части — показать «хотя с одного боку всю Русь»; язык простой, разговорный. Задача лирической — показать положительный идеал; в этой части высокий стиль речи, поэтические средства. «Мертвые души» можно отнести к жанру плутовского романа: главный герой — пройдоха, подлец; он пытается обмануть ... Читать далее...
- Души «мертвые» и «живые» в поэме H. В. Гоголя «Мертвые души»1. Гоголь — продолжатель традиции сатирической литературы. 2. Два мира в поэме Гоголя «Мертвые души». 3. Противопоставление «мертвых» и «живых» душ в поэме. 4. Особенности художественного стиля автора в изображении душ «мертвых» и «живых». 5. Вера писателя в возрождение Руси. …И вижу, Сидят людей половины. О, дьявольщина! Где же половина другая? В. В. Маяковский Этот ... Читать далее...
- Собакевич — персонаж поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»Фольклорные источники образа Собакевича былинные и сказочные богатыри. Возможные литературные источники: Тарас Скотинин из комедии Д. Фонвизииа «Недоросль», медведеподоб-ный разбойник Бурдаш из романа М. Загоскина «Юрий Милославский». Богатырская мощь Собакевича, подвиги за обеденным столом, богатырское здоровье Собакевич пародируют облик и деяния сказочных и былинных богатырей. Фамилия Собакевич формально не связана с его внешним обликом: Собакевич ... Читать далее...
- Персонаж поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»Ситуация встречи Чичикова и Коробочки сюжетно повторяет эпизод из «Вия»: заблудившиеся бурсаки попадают в гости к сатанинской «бабусе». Отдельными чертами К. также напоминает ведьм из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» . Фамилия К. метафорически выражает сущность ее натуры: бережливой, недоверчивой, боязливой, скудоумной, упрямой и суеверной. Коробочка «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на ... Читать далее...
- Образ Чичикова, главного героя поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»1. Жизненный путь Чичикова. 2. Цель и средства героя. 3. Жизненная цепкость дельца. От трудов праведных не нажить палат каменных. Русская народная пословица Традиционно образ Чичикова, главного героя поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», принято рассматривать как однозначно отрицательный. Однако так ли герой прямолинеен и прост, чтобы причислить его к сонму хрестоматийных злодеев? Может ли ... Читать далее...
- Души «мертвые» и «живые» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»Замысел поэмы. «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь», — писал Н. В. Гоголь А. С. Пушкину в 1835 г., который «подарил» писателю основную идею. В. Г. Белинский дал поэме очень высокую оценку: «… вдруг, словно освежительный блеск молнии среди томительной и тлетворной духоты и засухи, является творение чисто русское, ... Читать далее...
- Вчитываясь в текст поэмы Гоголя «Мертвые души»Гоголь тщательно и с любовью изучает русский Народный язык, он вносит в свои «Записные книжки» разнообразные просторечные слова и выражения черпает их оттуда для своих произведений полными пригоршнями. Множество народных слов и выражений, подслушанных Гоголем в жизни и введенных в поэму, сообщают ей не только еще большую реалистическую достоверность, да и несомненную народность. Это дополняется ... Читать далее...
- Плюшкин — персонаж поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»Литературные источники образа Плюшкинf образы скупцов у Плавта, Ж.-Б. Мольера, Шейлок У. Шекспира, Гобсек О. Бальзака, Барон А. С. Пушкина, также, очевидно, князь Рамирский из романа Д. Н. Бегичева «Семейство Холмских», Мельмот-старший из романа Ч. Р. Метьюрина «Мельмот-скиталец», барон Балдуин Фюрен-гоф из романа И. И. Лажечникова «Последний новик». Жизненным прототипом образа Плюшкинf вероятно, явился историк ... Читать далее...
- Сочинение: Образ Чичикова и тема живой и мертвой души в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА В одной из бесед с начинающим прозаиком и драматургом Николаем Васильевичем Гоголем великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин поведал историю о неком предприимчивом мошеннике, покупавшем у помещиков «мертвые души», то есть умерших крестьян. Чтобы понять смысл этой аферы, нужно вспомнить, что тогда в России существовало крепостное право, а это означало, что одна, меньшая ... Читать далее...
- Художественное своеобразие поэмы Гоголя «Мертвые души»В начале VII главы Гоголь раскрыл суть своего отношения к различным принципам отражения действительности в литературе. Он сравнивает два типа писателей. Один — возвышенный романтик, воспевающий лишь нечто возвышенное, вечно прекрасное: он «не спускался с вершины своей к бедным ничтожным своим собратьям». Другой же «дерзнул вызвать наружу всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, ... Читать далее...
- Работа Гоголя над языком поэмы «Мертвые души»Для того чтобы понять Гоголя как мастера художественного слова, как великого писателя-реалиста, целесообразно обратить внимание еще на одну сторону при изучении языка «Мертвых душ»: на работу Гоголя над текстом поэмы. Сопоставление канонического текста отдельных мест поэмы с первоначальной редакцией вскрывает процесс работы Гоголя над словом и убеждает в том, что перед, нами великий художник-реалист, стремящийся ... Читать далее...
- ТЕМА РОДИНЫ И НАРОДА В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»Работу над поэмой » Мертвые души » Н. В. Гоголь начал в 1835 году. Сюжет был подсказан Пушкиным. Первоначальное желание Гоголя «…показать хотя бы с одного боку всю Русь» постепенно перерастает в замысел «сочинения полного», «где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться». Позднее, уже после публикации поэмы, Гоголь напишет: «Бывает время, ... Читать далее...
- Образ города в поэме «Мертвые души» Гоголя Н. ВВнутреннее безобразие весьма часто и Очень искусно прикрывается внешним Благообразием. М. Горький Образ города в поэме складывается из описания улиц, домов, интерьеров гостиниц, трактиров и описания нравов, характеров, образа жизни персонажей литературного сочинения. О городе многие узнали из разговоров о нем, путем сравнения его с другими городами, а самое главное — по населяющим его людям. ... Читать далее...
План сочинения — Смысл заглавия поэмы Гоголя «Мертвые души»