Смысл заглавия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
I. Вступление
Заглавие поэмы символично и содержит множество значений.
II. Главная часть
Словосочетание «мертвые души» парадоксально, потому что душа бессмертна. Самое простое значение: «мертвыми душами» назывались крестьяне, числившиеся живыми по бумагам, но на самом деле уже умершие. В этом образе уже видна мертвенность канцелярской формы, бюрократии, которой нет дела до реальных людей, для которой бумага важнее человека.
Эта мертвенность, равнодушие к живому
человеку проявляется у чиновников не только в провинции, но и в Петербурге. Чичиков торгует мертвыми душами, но его авантюра построена на том, что в условиях крепостного права живых людей продают, словно неодушевленные, мертвые вещи. В крепостной России крестьянин, по словам А. Н. Радищева, «в законе мертв» — в этом еще один, трагический, смысл заглавия. В то же время оказывается, что душа крестьянина, мужика — подлинно живая, он и думает, и чувствует, и мастер на все руки, обладает «живым и бойким русским умом», он создал неповторимое, живое русское слово.
Не случайно даже о мертвых мужиках помещики
и чиновники, в том числе и Чичиков, говорят как о живых. В живой душе народа — живая душа России. Между тем у тех, кто продает и покупает живые и мертвые души, кто ими владеет и оформляет на них купчие крепости, — у помещиков и чиновников действительно мертвые души, в которых нет ни благородства, ни честности, ни духовных запросов, ни творчества, Про Собакевича Гоголь говорит: «Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где — то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».
Про прокурора: «…увидели, что прокурор был уже одно бездушное тело. Только тогда с соболезнованием узнали, что у покойника была точно душа, хотя он по скромности своей никогда ее не показывал».
III. Заключение
Заглавие «Мертвые души» — особый художественный образ, по-своему отражающий противоречивую картину русской жизни.