План сочинения — Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»

Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»

I. Вступление

Проблема Человека — центральная в творчестве Горького. Решение этой проблемы в ранних рассказах; романтический идеал человека в образах Данко, Челкаша и др.

II. Главная часть

1. Человек в условиях капиталистической действительно­сти: подавление высокой сущности человека, антигуманность общества.

2. Разные точки зрения на человека в пьесе «На дне».

А) Костылев. По его мнению, человек должен приносить пользу ему, хозяину, работать на него, а значит, быть послуш­ным,

привязанным к месту. Его отношение к Луке и разговор с ним о «людях» и «человеках».

Б) Бубнов — не верящий в человека циник. Для него лю­ди — «щепки», «все люди на земле лишние». Он не верит ни­чему хорошему в человеке. Бубнов в самом себе утратил все человеческое, даже воспоминания о прошлом, за которые все остальные ночлежники цепляются как за последнее напо­минание о том, что и они люди.

Позиции Костылева и Бубнова объединяет антигуманный подход к человеку.

В) Лука живет по принципу «ни одна блоха не плоха»; для него важен данный конкретный человек. Он по мере сил ста­рается

приласкать и пожалеть всякого, кто в этом нуждается, даже помочь ему. Лука — гуманист, но его гуманизм действен только в среде «забитых жизнью», слабых людей; он — «как мякиш для беззубых». В то же время и у Луки есть свой романтический идеал.

Г) Сатин в наибольшей мере выражает авторский идеал человека. Он, так же как и Лука, гуманист, но его гуманизм иной. Его идеал человека — это воплощение лучших черт че­ловечества. В своих монологах Сатин воплощает мечту о гордом, сильном и свободном человеке.

III. Заключение

Горьковский гуманизм в пьесе. Человек может и должен быть свободным, сильным и гордым, не нуждающимся в жа­лости и утешительной лжи, не задавленным рабским трудом. Но пока этого нет, следовательно, социальная действитель­ность, калечащая человека, антигуманна.




План сочинения — Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»