План сочинения — Своеобразие драматургии Чехова

Своеобразие драматургии А. П. Чехова

I. Вступление

Чехов — драматург-новатор. По сравнению со своими предшественниками он создал в русской литературе принципиально новую дра­матургию.

II. Главная часть

1. Конфликт в пьесах Чехова. Предшест­венники Чехова в основном опирались на конфликт между отдельными персонажами или группами персонажей. Чехов же в основном строит пьесу на ряде психологических конфликтов. Его универсальная конфликт­ная ситуация — это неустроенность жизни человека, проти­воречие между тем, как он живет,

и тем, как бы он хотел жить.

Такая внутренняя конфликтность свойственна, напри­мер, Раневской, Лопахину, Варе, Аркадиной, Треплеву, Нине Заречной, трем сестрам в од­ноименной пьесе.

2. Своеобразие конфликта выражается в своеобразии сю­жетного действия. На сцене происходит очень мало событий. Чехов изображает не какие-то яркие и необычные ситуации, а рисует течение повседневной жизни.

Акцент перемещается с внешнего действия на внутреннее, на развитие переживаний и чувств героев.

3. Пьесы Чехова гораздо более психологичны, чем пьесы его предшественников. Во­круг каждого персонажа создается определенная

эмоциональ­ная атмосфера, определенное настроение. При этом герои да­леко не всегда говорят о своих чувствах: о них читатель и зритель часто только догадывается.

4. Названные особенности чеховской драматургии получи­ли название «подтекста» и «подводного тече­ния». Смысл этих понятий в том, что за внешне обыкновенны­ми действиями и разговорами персонажей на сцене читатель и зритель должен угадывать их психологическое скрытое душев­ное состояние, развитие «внутреннего действия».

5. В связи с этими основными чертами новаторства чехов­ской драматургии изменяется и роль ремарок, пейзажа, звукового сопровождения спектакля и т. п. — все это служит главным образом для создания определенного на­строения и косвенного изображения внутреннего мира дейст­вующих лиц.

III. Заключение

Новаторские черты в драматургии Чехова заложили бо­гатую традицию. Чеховские «находки» в этой области ис­пользовали в той или иной мере Горький, Булгаков, Вампи­лов и др.




План сочинения — Своеобразие драматургии Чехова