План сочинения — Своеобразие композиции романа Чернышевского «Что делать?»
Своеобразие композиции романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»
I. Вступление
Композиция — состав и организация элементов и частей художественного произведения.
II. Главная часть
1. Соотношение сюжетных и внесюжетных элементов в романе Чернышевского своеобразно, но и те, и другие равно важны для понимания художественной идеи писателя:
А) сюжет романа — история Веры Павловны. Ключевые моменты: жизнь в родительском доме — отказ выйти замуж за Сторешникова — знакомство с Лопуховым — освобождение из «подвала»
— счастье в этом браке. Это внешняя схема сюжета. Внутреннее содержание его — рост и развитие личности Веры Павловны, в процессе которого она все лучше понимает саму себя, все полнее раскрывается как личность. Сюжет призван прежде всего осветить одну из важнейших проблем в романе
— проблему женской эмансипации;
Б) однако содержание романа не сводится к этой проблеме. Для воплощения других сторон проблематики и идейного мира произведения используются внесюжетные элементы — авторские
2. Роль внесюжетных элементов в композиции романа:
А) Авторские отступления служат для выражения прямых авторских оценок действительности, иногда представляя собой публицистические фрагменты. В авторских отступлениях также дается характеристика и оценка «новых людей» ;
Б) вставные сюжеты призваны расширить рамки изображаемого, ввести в повествование новые характеры, а также дать более подробную характеристику «новым людям» . Многие вставные сюжеты посвящены «женскому вопросу», очень важному для Чернышевского. Весьма значимым вставным сюжетом является главка «Особенный человек», посвященная Рахметову. В этой главке автор дал образ профессионального революционера, воплотившего в себе авторский идеал;
В) для композиции романа Чернышевского характерно достаточно большое количество описаний (устройство семейной жизни Лопуховых и Кирсановых, описание мастерской Веры
Павловны, подробное изображение жизни людей в будущем в «Четвертом сне Веры Павловны» и др.). Описания нужны Чернышевскому главным образом для того, чтобы создать художественно достоверную картину, убеждающую читателя в том, что жизнь на новых основаниях, счастливая жизнь свободных людей — не мечта, а простое и естественное дело;
Г) сны Веры Павловны занимают особое место в композиции романа. Они не похожи один на другой и выполняют разные задачи, но в целом здесь автор в аллегорической или символической форме высказывает свои любимые мысли: что счастье человека в том, чтобы видеть других людей свободными и счастливыми, что труд составляет основу нормальной жизни, что социалистическое будущее неизбежно, оно «светло и прекрасно» . У третьего сна немного иная задача — он раскрывает подсознание героини.
III. Заключение
Сложный состав и структура композиции обусловлены прежде всего тем, что роман представляет собой «энциклопедию» всех сторон жизни «новых людей».
План сочинения — Своеобразие композиции романа Чернышевского «Что делать?»