План сочинения — Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина
Своеобразие сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина
I. Вступление
Сатира как «уничтожение смехом» . Своеобразие сатиры того или иного писателя определяется объектом сатиры и художественными средствами сатирического изображения.
II. Главная часть
1. Объектом сатиры Салтыкова-Щедрина был весь уклад русской общественной жизни второй половины XIX века. Щедрин высмеивал не «пороки» человека вообще, а изъяны общественно-политической системы, социальную психологию классов и сословий. Его сатира носила социально-политический характер.
А) самодержавие. Это один из главных объектов сатиры Щедрина. В самодержавии сатирик видел крайнее выражение отживших, реакционных социально-политических отношений России. Самодержавный строй враждебен всякой свободе, просвещению, его характеризует бессмысленная жестокость, тупость, инстинктивное тяготение ко всякого рода «злодействиям» ;
Б) дворянство. Щедрин показывал дворянство как отживший класс, не имеющий никаких исторических перспектив, социально и нравственно вырождающийся. В произведениях Щедрина
В) народ. При всем глубоком сочувствии народу как единственному достойному уважения сословию Щедрин видел и отрицательные его стороны, сложившиеся исторически: низкий уровень самосознания, полную покорность «властителям», рабскую психологию. Поэтому и народ также подвергается сатирическому осмеянию в таких произведениях Щедрина, как «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга», «Богатырь» и в особенности в «Истории одного города».
2. Основными средствами сатирического изображения у Щедрина были гипербола, фантастика и гротеск :
А) гипербола — художественное преувеличение, доходящее до неправдоподобия. Применяется в сказках «Дикий помещик», «Богатырь», в романе «Господа Головлевы», в котором отрицательные черты дворянства усилены до крайних пределов;
Б) фантастика-безусловное неправдоподобие., изображение того, чего в жизни не бывает. Используется в сказках «Повесть о том, как один Мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», в «Истории одного города» и других произведениях;
В) гротеск — соединение фантастического с реальным часто предельно конкретным и бытовым. Так, в сказке «Медведь на воеводстве» Топтыгин собирается разорять типографии и университеты, в сказке «Здравомысленный заяц» заяц читает «статистические таблицы, министерством внутренних дел издаваемые»; в «Истории одного города» у градоначальников, которые вполне исправно исполняли свою должность, оказывается у одного фаршированная голова, а у другого — вовсе «музыкальная машинка» вместо головы.
3. Формы сатирического изображения позволяли Щедрину, во-первых, усилить и заострить отрицательные стороны изображаемых явлений, и во-вторых, сделать сатиру более смешной, едкой, даже издевательской.
III. Заключение
Как писатель-сатирик Щедрин во многом наследовал традиции Грибоедова, Гоголя и других русских сатириков, но в то же время был исключительно самобытен и сам создавал традицию, на которую опирались впоследствии такие русские сатирики, как А. Аверченко, В. Маяковский, М. Зощенко и др
План сочинения — Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина