Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
I. Вступление
Трагический конфликт — противоречие, которое не может быть благополучно разрешено.
II. Главная часть
Трагизм конфликта пьесы «Гроза» связан в основном с образом Катерины. Можно выделить две стороны этого конфликта: внешнюю и внутреннюю:
А) внешний конфликт. Он состоит в противоречии между свободолюбивой натурой Катерины и укладом жизни «темного царства», по выражению Добролюбова. До замужества Катерина жила свободно, что в известной мере сформировало ее независимый характер. Хотя после замужества внешняя жизнь Катерины практически не изменилась, психологически ей очень тяжело, потому что она попадает под гнет свекрови, которая буквально изводит ее мелочными придирками, нравоучениями, попреками и т. п.
Тихон же по слабости характера не может ей ни в чем помочь; он только и думает, как самому хоть ненадолго ускользнуть от маменькиной опеки. Такой конфликт благополучно разрешен быть не может; свободолюбивая натура Катерины проявляется в ее измене мужу, а после того, как об этом узнают муж и свекровь, жизнь Катерины оказывается совершенно невыносимой. Это служит первой причиной самоубийства героини.
Б) внутренний конфликт. Катерина страдает не только от внешнего гнета Кабанихи, но и от внутренних противоречий. Катерина религиозна и верит вполне искренне. А это значит, что она в своих собственных глазах является грешницей, совершившей прелюбодеяние.
Именно это чувство и вызывает покаяние Катерины во время грозы: она боится умереть с таким грехом на душе, а саму грозу воспринимает как Божью кару. Психологический конфликт также неразрешим и трагичен: Катерина, запертая в доме Кабанихи, хочет жить, любить и быть свободной, без этого ее жизнь будет хуже смерти. Но с другой стороны, жить и любить значит совершать смертный грех. Именно сознание своей вины и мысль о том, что она все равно уже погубила душу, делает возможным самоубийство.
III. Заключение
Конфликт «Грозы» носит трагический характер не столько потому, что заканчивается смертью героини, сколько потому, что сама жизнь оказывается для нее невыносимой и безвыходной.
Дайджест:
- План сочинения — Роль второстепенных персонажей, бытового фона и пейзажа в пьесе Островского «Гроза»Роль второстепенных персонажей, бытового фона и пейзажа в пьесе А. Н. Островского «Гроза» I. Вступление Введение в пьесу второстепенных персонажей, изображение бытового фона и пейзажа дают возможность автору расширить рамки изображаемого, показать ту среду, в которой развертывается действие, создать в произведении определенный эмоциональный колорит. II. Главная часть 1. Второстепенные персонажи: А) Дикой. Он не принимает ... Читать далее...
- Охарактеризуйте героиню пьесы Островского «Гроза» как трагический персонажОхарактеризуйте героиню пьесы Островского «Гроза» как трагический персонаж. Уже вступительная ремарка расширяет пространство действия пьесы до общероссийских масштабов: «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид». Конфликт и расстановка действующих лиц призваны воплотить всю широту воззрений писателя на современное состояние русской жизни. Не только уездный Калинов, но и сельская Россия, Москва, куда едет ... Читать далее...
- Темы «горячего сердца» и «темного царства», драматургический конфликт в пьесе Островского «Гроза»Цели: проверить знание содержания прочитанных действий драмы «Гроза»; совершенствовать умение комментировать и выразительно читать сцены из пьесы, определять конфликт и проблемы, поднятые драматургом, анализировать прочитанное, делать самостоятельные выводы; учить добру, справедливости, уважению к человеческой личности. Оборудование: портрет а. н. Островского; иллюстрации к драме; фрагменты кинофильма или спектакля «Гроза» ; текст драмы; эпиграф на доске. Драматическая ... Читать далее...
- Конфликт поколений в драме А. Н. Островского «Гроза»1. Жизнь русского патриархального купечества. 2. «Темное царство» и его представители. 3. Молодое поколение в драме. 4. Противоречия между старшим и младшим поколением. А. Н. Островский показал жизнь русского купечества. В драме «Гроза» на обыденном фоне развертывается трагедия, погубившая жизнь молодой женщины. В чем причина гибели Катерины? Можно ли сказать, что именно конфликт поколений привел ... Читать далее...
- План сочинения на тему — Раскольников как трагический характерРаскольников как трагический характер I. Вступление Под трагическим в литературе понимается неразрешимое противоречие, чаще всего внутреннее, психологическое. Раскольников — трагический характер. II. Главная часть 1. В чем трагедия Раскольникова? Можно сказать, что основное противоречие в личности Раскольникова — это противоречие добра и зла. Человечность натуры постоянно борется в нем с бесчеловечностью его головной теории. С ... Читать далее...
- План сочинения Онегин как трагический геройОнегин как трагический герой I. Вступление Понятие трагического. Важной разновидностью трагического является внутренний трагизм, потеря смысла жизни, жизненных идеалов. Именно этот тип трагического характерен для Онегина. II. Главная часть 1. «Хандра» — основной нравственный «недуг» Онегина, Ее причины: А) Онегин рано начал жить светской жизнью, рано испытал все ее удовольствия и, в силу незаурядности своей ... Читать далее...
- По пьесе Островского «Гроза»Название своей знаменитой пьесе «Гроза» Александр Николаевич Островский придумал не случайно. В данном контексте образ грозы очень не прост и имеет большое количество значений. Более того, в этой пьесе гроза, как природное явление, является одним из действующих лиц, участников происходящего в произведении. А различные явления грозы смогли показать практически все стороны роковых столкновений сторон. Кроме ... Читать далее...
- Образ Катерины Кабановой в пьесе Островского «Гроза»В драме «Гроза» Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ — образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой атмосфере «темного царства» купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы — это ... Читать далее...
- Какое воплощение получает в пьесе Островского «гроза» тема неволи?Какое воплощение получает в пьесе А. Н. Островского «гроза» тема неволи? В своем сочинении-рассуждении отметьте, что в пьесе «Гроза» антитеза свободы и неволи становится важнейшей тематической оппозицией. При этом традиционный мотив неволи получает новое наполнение. Свобода воспринимается главной героиней произведения А. Н. Островского с общественной, личностной, бытийной точки зрения. Эта категория ассоциативно связана с характером ... Читать далее...
- В чем причина драмы Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»?Драма А. Н. Островского «Гроза» — самое значительное произведение драматурга — появилась в 1860 году, в пору, когда ломались устои крепостничества и в душной российской атмосфере действительно собиралась гроза. В основе произведения — конфликт молодой женщины Катерины с «темным царством», царством самодуров, деспотов, невежд. Понять, почему возник этот конфликт, почему конец драмы столь трагичен, можно, ... Читать далее...
- Не главные персонажи в пьесе Островского «Гроза»А. Н. Островский по праву считается певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского национального театра. Его перу принадлежит около 60 пьес, и одной из наиболее известных является «Гроза». А. Н. Добролюбов назвал пьесу Островского «Гроза» самым решительным произведением, так как «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий… В «Грозе» есть ... Читать далее...
- Конфликт поколений по пьесе ГрозаРусские писатели затрагивали в своих произведениях вечные проблемы:о любви, смысле жизни, культуре речи, взаимодействие природы и человека и другие. Одной из них является конфликт поколений. Как же раскрывается эта проблема в драме «Гроза»? В драме «Гроза» как нельзя лучше можно наблюдать конфликт поколений. Старшее поколение пытается подчинить себе младшее. Мы видим семью Кабановых, Марфа Игнатьевна ... Читать далее...
- Трагическая судьба Катерины в пьесе А. И. Островского «Гроза»1. Жестокие нравы города Калинова. 2. Кабаниха и Дикой. 3. Жизнь и смерть Катерины. Пьесы А. Н. Островского позволяют нам, современным читателям, окунуться в жизнь русского купечества. Писатель столь достоверно показывает любые, даже незначительные детали купеческого быта, что у нас нет повода сомневаться в его правдивости. После прочтения драмы «Гроза» я стала задумываться о глубине ... Читать далее...
- Конфликт личности и общества в драме А. Н. Островского «Гроза»Произвол, с одной стороны, и не-Достаток сознания прав своей личности — с другой; вот осно-Вания, на которых держится все безобразие отношений, развивае-Мых в большей части комедии Островского. Н. Л. Добролюбов Тема конфликта личности и общества в литературе является одной из вечных. На протяжении XIX-XX веков писатели раскрывают эту проблему в своих произведениях, стараясь довести докаждого ... Читать далее...
- План сочинения — Самоубийство Катерины — поражение или победа?Самоубийство Катерины — поражение или победа? I. Вступление Катерина — сложный характер, поставленный в сложные и не совсем обычные обстоятельства, поэтому трудно дать однозначный ответ на предложенный вопрос. II. Главная часть 1. Характер и натура Катерины. Для нее характерны свободолюбие, искренность, нравственная сила и решимость, а также глубокая религиозность. 2. Ситуация, в которую поставлена Катерина, ... Читать далее...
- Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского «Гроза»?Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского «Гроза»? А. Н. Островский Где происходит действие пьесы А. Н. Островского «Гроза»? А. Провинциальный город Б. Петербург В. Москва Кто из названных героев не является персонажем пьесы А. Н. Островского «Гроза»? А. Кудряш Б. Калиныч В. Тихон Г. Варвара Какой конфликт лежит в основе пьесы А. ... Читать далее...
- Основной конфликт в пьесе «Гроза»Конфликт — основная движущая сила драматического произведения. Конфликт разворачивается благодаря сюжету и может реализовываться на нескольких различных уровнях. Будь то противостояние интересов, персонажей или идей, конфликт разрешается в финале произведения. Суть конфликта также может определяться и литературной эпохой. В реализме конфликт будет спрятан в изображении социальных неурядиц и обличении пороков общества. Для примера в статье ... Читать далее...
- На тему: Конфликт старого и нового в пьесе Гроза, ОстровскийКонфликт старого и нового Уважение к старшим почиталось во все времена. Мудрость и опыт старших призваны помогать молодому поколению, а не подчинить его себе. В пьесе А. Н. Островского «Гроза» мы видим, как пережитки «старого» патриархального уклада осложняют жизнь «новому», молодому поколению. Эта тема была всегда актуальна, но не всегда она стояла острой проблемой. Автор ... Читать далее...
- По пьесе Островского «Гроза»: Система образовСвоеобразие «Грозы» состоит в том, что в ней далеко не все действующие лица связаны друг с другом в сюжетном отношении. Так, например, Дикой никакого видимо отношения к Катерине не имеет, подробные рассказы о его самодурстве по старым эстетическим меркам могли бы показаться лишними. Но и он, и другие несюжетные персонажи были совершенно необходимы для драматурга, ... Читать далее...
- Образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»В пьесе «Гроза» Островский создает совершенно новый для его творчества женский тип, простой, глубокий характер. Это уже не «бедная невеста», не безразлично-добрая, кроткая барышня, не «безнравственность по глупости». Катерина отличается от ранее созданных героинь Островского гармоничностью своей личности, силой духа, своим мироощущением. Это натура светлая, поэтическая, возвышенная, мечтательная, с сильно развитым воображением. Вспомним, как она ... Читать далее...
- «Гроза» в пьесе Островского как социальное явлениеВ пьесах Островского отразилась, словно в зеркале, вся жизнь русского купечества. Драма » Гроза » показывает читателю достоверную картину трагедии, которую можно считать совершенно обыденным явлением для купеческой среды. Быт и нравы русского купечества были способны довести человека до нравственной и физической гибели, и Островский в своих произведениях показывает все ужасные в своей обыденности и ... Читать далее...
- Женские судьбы и характеры в пьесе А. Н. Островского «Гроза»1. Особенности творчества Островского. 2. Образ Кабанихи в пьесе «Гроза». 3. Варвара, дочь Кабанихи. 4. Катерина, невестка Кабанихи. Несколько десятков пьес написал А. Н. Островский за свою жизнь, и во всех этих произведениях, как в зеркале, отразились те или иные стороны жизни, современной автору. Но только ли о своем времени писал Островский? Несомненно, колорит его ... Читать далее...
- Образы-символы в пьесе А. Н. Островского «Гроза»1. Образ грозы. Время в пьесе. 2. Сны Катерины и символические образы конца света. 3. Герои-символы: Дикой и Кабаниха. Уже само название пьесы А. Н. Островского «Гроза» символично. Гроза — это не только атмосферное явление, это иносказательное обозначение взаимоотношений между старшими и младшими, имеющими власть и зависимыми. «…Недели две никакой грозы надо мной не будет, ... Читать далее...
- Тема греха, возмездия п покаянии в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традиционна для русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Очарованный странник» НС. Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и многие другие. Разумеется, возникновение этой темы в русской литературе не случайно — это отражение христианского мировоззрения, принципов религиозной ... Читать далее...
- Героиня «горячего сердца» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Особое внимание русских писателей в 1850-1860-е годы привлекали три темы: крепостное право, появление в общественной жизни новой силы — разночинной интеллигенции — и положение женщины в семье и обществе. В ряду этих тем была еще одна — тирания самодурства, тирания денег и старозаветного авторитета в купеческой среде, тирания, под гнетом которой задыхались все члены купеческих ... Читать далее...
- Катерина Н. С. Лескова в рассказе «Леди Макбет Мценского уезда» и Катерина А. Н. Островского в пьесе «Гроза»1. Катерина Измайлова и Катерина Кабанова — купеческие жены. 2. Образ Катерины Измайловой. 3. Образ Катерины Кабановой. 4. Сходство и отличия героинь. А. Н. Островский в своих произведениях изображал жизнь русского купечества. Благодаря этим произведениям мы задумываемся о том, насколько трагичной могла быть жизнь женщины в атмосфере патриархальной купеческой среды. Н. С. Лесков в своих ... Читать далее...
- Значение картины волжского пейзажа в пьесе А. Н. Островского «Гроза»1. Жизнь в провинциальном городке. 2. Живой и непокорный характер главной героини. 3. Роль природы в пьесе. А. Н. Островский в пьесе «Гроза» показывает, как в маленьком городке на берегу Волги, разворачиваются трагические события. С самых первых строк произведения мы узнаем о том, в какой атмосфере довелось жить героям пьесы. В произведении нет мелочей, любая, ... Читать далее...
- Роль ремарок в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Пьесу мы чаще видим, чем читаем. Читают ее со вниманием режиссеры и актеры. И вот для них значение небольших ремарок весьма важно, как важно и для нас, если мы не видели сценическую версию пьесы. Известно, что по мере развития драматургии менялась и роль ремарок. Например, если у Грибоедова они большей частью служили описанием действий, то ... Читать далее...
- Роль эпизодических персонажей в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Наверное, называть эти персонажи внесюжетными, эпизодическими не вполне правильно. Да, они появляются эпизодично, на первый взгляд служат фоном к общей сюжетной конструкции, служат, как тот же Борис, предметом обстановки. Но роль их весьма важна, без них все произведение могло бы рассыпаться, как рассыпается дом, не имеющий связывающей арматуры. Этот же Борис настолько чужд атмосфере городка, ... Читать далее...
- ПРОБЛЕМА ПОКАЯНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»В трагедии Островского » Гроза » были широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова автор показал царящие там нравы. Он изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по «Домострою», и разгульность молодого поколения. Все персонажи трагедии можно разделить на две группы. Одни считают, что можно получить прощение за любой грех, если потом покаяться, а ... Читать далее...
План сочинения — Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского «Гроза»