План сочинения — Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
I. Вступление
Трагический конфликт — противоречие, которое не может быть благополучно разрешено.
II. Главная часть
Трагизм конфликта пьесы «Гроза» связан в основном с образом Катерины. Можно выделить две стороны этого конфликта: внешнюю и внутреннюю:
А) внешний конфликт. Он состоит в противоречии между свободолюбивой натурой Катерины и укладом жизни «темного царства», по выражению Добролюбова. До замужества Катерина жила свободно, что в известной мере
Тихон же по слабости характера не может ей ни в чем помочь; он только и думает, как самому хоть ненадолго ускользнуть от маменькиной опеки. Такой конфликт благополучно разрешен быть не может; свободолюбивая натура Катерины проявляется в ее измене мужу, а после того, как об этом узнают муж и свекровь, жизнь Катерины оказывается совершенно невыносимой.
Б) внутренний конфликт. Катерина страдает не только от внешнего гнета Кабанихи, но и от внутренних противоречий. Катерина религиозна и верит вполне искренне. А это значит, что она в своих собственных глазах является грешницей, совершившей прелюбодеяние.
Именно это чувство и вызывает покаяние Катерины во время грозы: она боится умереть с таким грехом на душе, а саму грозу воспринимает как Божью кару. Психологический конфликт также неразрешим и трагичен: Катерина, запертая в доме Кабанихи, хочет жить, любить и быть свободной, без этого ее жизнь будет хуже смерти. Но с другой стороны, жить и любить значит совершать смертный грех. Именно сознание своей вины и мысль о том, что она все равно уже погубила душу, делает возможным самоубийство.
III. Заключение
Конфликт «Грозы» носит трагический характер не столько потому, что заканчивается смертью героини, сколько потому, что сама жизнь оказывается для нее невыносимой и безвыходной.
План сочинения — Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского «Гроза»