План сочинения — Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

I. Вступление

Трагический конфликт — противоречие, которое не может быть благополучно разрешено.

II. Главная часть

Трагизм конфликта пьесы «Гроза» связан в основном с образом Катерины. Можно выделить две стороны этого кон­фликта: внешнюю и внутреннюю:

А) внешний конфликт. Он состоит в противоречии между свободолюбивой натурой Катерины и укладом жизни «темно­го царства», по выражению Добролюбова. До замужества Ка­терина жила свободно, что в известной мере

сформировало ее независимый характер. Хотя после замужества внешняя жизнь Катерины практически не изменилась, психологически ей очень тяжело, потому что она попадает под гнет свекрови, ко­торая буквально изводит ее мелочными придирками, нраво­учениями, попреками и т. п.

Тихон же по слабости характера не может ей ни в чем помочь; он только и думает, как самому хоть ненадолго ускользнуть от маменькиной опеки. Такой конфликт благополучно разрешен быть не может; свободолю­бивая натура Катерины проявляется в ее измене мужу, а после того, как об этом узнают муж и свекровь, жизнь Катерины оказывается совершенно невыносимой.

Это служит первой причиной самоубийства героини.

Б) внутренний конфликт. Катерина страдает не только от внешнего гнета Кабанихи, но и от внутренних противоречий. Катерина религиозна и верит вполне искренне. А это значит, что она в своих собственных глазах является грешницей, со­вершившей прелюбодеяние.

Именно это чувство и вызывает покаяние Катерины во время грозы: она боится умереть с та­ким грехом на душе, а саму грозу воспринимает как Божью кару. Психологический конфликт также неразрешим и траги­чен: Катерина, запертая в доме Кабанихи, хочет жить, любить и быть свободной, без этого ее жизнь будет хуже смерти. Но с другой стороны, жить и любить значит совершать смертный грех. Именно сознание своей вины и мысль о том, что она все равно уже погубила душу, делает возможным самоубийство.

III. Заключение

Конфликт «Грозы» носит трагический характер не столько потому, что заканчивается смертью героини, сколько потому, что сама жизнь оказывается для нее невыносимой и безвыходной.




План сочинения — Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского «Гроза»