По басне Крылова «Обоз»
В басне нарисована ситуация, которая действительно могла случиться в жизни: с крутой горы спускались две лошади с телегами, груженными горшками. Первого коня вел опытный хозяин, он не торопился, продумывал каждый шаг. При этом благополучно свез горшки. А вторая, молодая лошадь, стоя наверху, изругала бедного коня за медлительность, думая, что справится с делом быстрее и лучше. Но, поторопившись, она разбила все горшки.
Одновременно с этим басня имеет аллегорический смысл, на что имеется указание в заключительной части, где выражена мораль
Басню действительно можно соотнести с историческими событиями 1805-1807 года, когда русская армия воевала в качестве союзнической армии с австрийцами против Наполеона. Известно, что позиция Кутузова, назначенного главнокомандующим, не совпадала с позицией бюрократической верхушки. Кутузов любил и жалел русскую армию, не считал, что она готова к решительным действиям, выбирал, где мог, тактику отступления. Но Александр I принудил его принять диспозицию австрийского главнокомандующего Вей — ротера, которую Кутузов сразу оценил как проигрышную.
Это было сражение под Аустерлицем, которое
Намек на Аустсрлицкое сражение содержится в той части басни, где молодая лошадь критикует опытного коня, говорит, что все сделает быстрее и лучше. При этом она принижает действия коня, а ее бурная, торопливая деятельность заканчивается тем, что она свалилась в канаву. Тем самым автор отдает явное предпочтение деятельности и позиции Кутузова.
Мораль этой басни заключена в последних четырех строках. Она очень ясно выражена: нам часто кажется, что мы какое-то дело делаем лучше всех, и уж точно лучше тех, чью деятельность мы наблюдаем в данный момент. Мы склонны давать непродуманные советы, не представляя себе, какие последствия они могут иметь.
Так часто бывает в жизни. Примером может послужить такая история.
«Мы выпускали школьную газету. Как любое печатное издание, оно подвергалось критике. Особенно старалась Наташа.
Она ругала все подряд: и внешнее оформление, и иллюстрации, и подбор материалов, даже название газеты «Школьная пора» ей не нравилось.
Досталось от нее всем: и корреспондентам, и художникам. А больше всех главному редактору Паше. «Это он не умеет ничего организовывать! — едко произносила она после каждого выпуска. — Полная ерунда!»
Однажды у ребят лопнуло терпение. «А давай дежурным редактором нового номера будешь ты!» — предложили они Наташе Та легкомысленно согласилась. И…
Корреспонденты протянули с написанием статей, иллюстратор потерял рабочие материалы, компьютерная верстка «потерялась» из-за того, что не вовремя погас свет. В обшем, газета к сроку не появилась.
По басне Крылова «Обоз»