По картине А. А. Пластова «Сенокос»
Аркадий Александрович Пластов родился в селе Прислониха в Симбирской губернии в крестьянской семье. Интерес к живописи, по-видимому, передался к мальчику от деда, который был иконописцем.
Какое-то время Пластов предполагал, что станет священником. После 3-х лет учебы в сельской школе поступил в Симбирское духовное училище, затем в Симбирскую духовную семинарию. Но тяга к искусству, как видно, не оставляла молодого семинариста.
В 1912 г. юноша уехал в Москву. Сначала посещал занятия в мастерской художника И. И. Маш-
Кова, затем поступил
Молодой художник в 1917 г. возвратился в родное село. Здесь он постоянно рисовал с натуры, изображая своих односельчан, их праздники и будни.
Картины Пластова характеризуются не только, высоким мастерством, знанием быта советской деревни, но и любовью, вниманием к людям, которые живут
Художник при жизни сделался признанным классиком советской живописи, репродукции его картин стали помещать в школьные учебники и хрестоматии..
На картине «Сенокос» художник изобразил, как семья выполняет одну из разновидностей сельскохозяйственных работ — косит траву на сено. Заготовка сена имеет не меньшее значением, чем удачная уборка хлеба — ведь иначе скоту нечего будет есть долгую холодную зиму. Как и все сельские работы, в старину сенокос сопровождался особыми обрядами, ему посвящено немало пословиц и поговорок.
Сенокос считался своего рода праздником, на него надевали самую лучшую одежду, во время работы пели песни. В старину было принято косить всем селом. Лучшим временем для заготовки сена считался период с Петрова дня до Прокла.
Для косьбы использовался — да и сейчас используется — специальный инструмент, который называется коса. На длинной Деревянной рукоятке — как для лопат, грабель и т. п. инструментов — крепится длинное, чуть изогнутое лезвие. Держась за рукоятку, широко размахиваются и срезают траву внутренней стороной лезвия.
Работа с косой требует сноровки и немалой осторожности, так как лезвие острое.
На картине Пластова косит не целое село, а всего 4 человека. Скорее всего, они члены одной семьи. Одеты они просто — вероятно, в свою обычную повседневную одежду. Подросток, который изображен ближе всех к зрителю, вообще одет только в штаны, рубаху он снял — может быть, потому что жарко, а может, бережет ее. Неизвестно, есть ли у этих людей праздничная одежда.
Художник написал картину в 1945 г., следовательно, пока работал над ней, еще шла Великая Отечественная война. В эти тяжелые годы у людей зачастую были одни валенки на всех, и то хорошо, если были. Тут не до праздничной одежды, было бы, в чем выйти из дому.
Кроме подростка, среди косцов трудится женщина. Она идет следом за мальчиком. Двое других косарей — мужчины.
Темноволосый подросток загорел почти до черноты. Но несмотря на зной, он усердно трудится, на пару шагов даже опередил остальных. Видимо, привычен к тяжелому крестьянскому труду, приобрел немалый навык и необходимую сноровку.
В годы войны многим детям приходилось работать наравне со взрослыми, а в деревне это было принято всегда, ребенок с малолетства приучался к труду.
Женщина одета в простенькое светлое платье, голова повязана белым платком. Типичный наряд крестьянки, а светлое лучше всего подходит для летнего зноя. Определить возраст женщины сложно.
Ее лицо потемнело от загара, от тяжелой работы. Платок, который сейчас ассоциируется с бабушками, в деревнях носили все женщины, кроме молоденьких незамужних девушек. Может быть, эта женщина — мать мальчика, может быть, бабушка.
Следом идет мужчина в голубовато-зеленой рубахе. Светлые курчавые волосы и такая же борода, в руках, крепко держащих косу, чувствуется сила — можно предположить, что это человек средних лет. Может возникнуть вопрос, почему же он не на войне — но ведь не обязательно художник рисовал только тех косцов, кого мог видеть перед собой в данный момент.
Либо можно предположить, что солдат получил серьезное ранение, уже не мог нести военную службу и поэтому вернулся в родное село.
Завершает процессию косцов пожилой мужчина — вероятно, этот человек уже далеко не молод, так как его волосы и борода совсем белые. Его фигура почти заслонена фигурой предыдущего косца — может, его сына. Видны лишь левое плечо и руки, держащие косу.
Одет он в белую рубаху.
Группа косцов изображена художником практически в центре картины. Они выступают композиционным ядром, вокруг которого раскинулся буйно цветущий луг. И если одежда косцов написана в скромных, сдержанных тонах, то для изображения цветущего луга художник не пожалел красок.
Лиловые, фиолетовые, желтые цветы разбросаны среди травы, которая едва не доходит косцам до пояса.
В правом углу изображена группа тесно растущих берез, их ветви свисают вниз. Береза — символ русской природы, одно из самых распространенных деревьев в Европейской части России. Многие русские художники часто изображали березы на своих картинах.
Вдали темнеет лес. В левом верхнем углу виден кусочек ясного летнего неба. Чувствуется, что день солнечный и жаркий.
Такая погода благоприятна для уборки сена.
Картина «Сенокос» и другое полотно художника, сходное по сюжету — «Жатва» — впервые были показаны на первой послевоенной Всесоюзной художественной выставке в Государственной Третьяковской галерее. В это музее картина находится и в настоящее время. В «Сенокосе» Пластов запечатлен свое восхищение родной землей, ее щедростью и неброской красотой, и народом, выстоявшим в тяжелые годы войны, не знавшей равных в истории.
По картине А. А. Пластова «Сенокос»