По картине А. А. Рылова «Зеленый шум»
Выдающийся русский художник Аркадий Александрович Рылов родился в 1870 году. Детство и юность художника прошли на севере, в Вятке. Здесь несла свои воды широкая река, было много лесов, озер. Красота и гармония природы восхищала юношу.
Он подолгу бродил по лесу, наблюдал за красотой и великолепием окружающего мира. Рылов учился в Петербургской академии художеств, занимался в мастерской известного пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи.
Именно Куинджи оказал значительное влияние на формирование личности и мировоззрение молодого — художника.
Талантливый русский художник Михаил Васильевич Нестеров так охарактеризовал Рылова: «Прелесть картин Рылова крылась в их внутренней и внешней красоте, в их «музыкальности», в тихих, ласкающих, или стихийных, бурных переживаниях природы. Его таинственные леса с шумами лесных их обитателей дышат, живут особой, чарующей жизнью. Его моря, реки, озера, небо ясное, сулящее на завтра «ведро», или небо с несущимися
Все у Рылова полно значения, и он нигде, ни в какой мере не равнодушен к смыслу, к совершающимся таинствам природы и ее обитателей. Он поет, славит и величает Родину-мать… Рылов не просто «пейзажист», он, как Васильев, как Левитан, глубокий задушевный поэт. Он родной нам, он дорог нам, ибо Рыловых природой отпускается очень, очень скупо…»
За свою жизнь Аркадий Александрович Рылов создал множество удивительных картин. Но самыми известными из них являются пейзажи «Зеленый шум» и «В голубом просторе».
Картина «Зеленый шум» была написана в 1904 году. Над этим произведением А. А. Рылов работал два года. Во время работы художник использовал опыт наблюдения натуры, а также этюды, которые были им сделаны в окрестностях Петербурга и Вятки. Было создано три экземпляра этой картины. Первый находится в Русском музее, второй — в Москве, в Третьяковской галерее.
Третий экземпляр находится в Музее русского искусства в Киеве.
Картина обращала на себя внимание зрителей буйством свежих ярких красок. Художник изобразил лес во всем его великолепии. Сам художник писал в своих воспоминаниях: «Я очень много трудился над этим мотивом, несколько раз все перекомпоновывая и переписывая, стараясь передать ощущение от веселого шума берез, от широкого простора реки. Жил я летом на крутом, высоком берегу Вятки, под окнами шумели березы целыми днями, затихая только к вечеру; протекала широкая река; виднелись дали с озерами и лесами. Оттуда поехал в имение к ученице.
Там аллея старых берез, идущая от дома в поле, тоже всегда шумела. Я любил ходить по ней и писать и рисовать эти березы. Когда я приехал в Петербург, то в ушах у меня остался этот «зеленый шум»…»
Очень интересна история о том, как картине было дано название. Когда произведение было готово, Рылов показал его известным художникам Архипу Ивановичу Куинджи и Константину Федоровичу Богаевскому.
И когда Богаевский впервые увидел картину, то стал декламировать стихотворение Некрасова «Зеленый шум». Так картине было дано название «Зеленый шум». На самом деле строки Некрасова подходят к этому полотну как нельзя лучше.
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Играючи, расходится Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: все зелено,
И воздух и вода!
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Однажды художник К. Ф. Богаевский шутливо сказал о произведении: «Картину писал Аркадий Александрович Рылов, а «Зеленый шум» — это мое изобретение».
Когда мы смотрим на картину Рылова, у нас создается впечатление, что мы стоим на возвышении, а перед нами открывается река, на которой лодки с парусами. Возле реки много деревьев. День ясный и ветреный. Небо чистое, нежно-голубое, на нем разноцветные облака.
Их освещают солнечные лучи, поэтому облака становятся белыми, розовыми, лиловыми.
Листва деревьев тоже освещена солнечными лучами. Она блестит и переливается. Создается впечатление, что листва движется, живет, трепещет под порывами ветра.
Природа на картине выглядит сильной, живой и очень гармоничной. Сильный ветер заставляет деревья гнуться. Кажется, будто мы слышим завывания ветра.
Молодые березки выглядят такими хрупкими и беззащитными. Они вот-вот улетят туда, куда унесет их ветер. Взрослые деревья выглядят более крепкими.
Они уже стоят не один десяток лет, они сильны и могучи. Ветер не страшен им.
По широкой темно-синей реке несутся маленькие лодочки. Ветер надувает паруса, и лодочки мчаться куда-то вдаль. Они кажутся такими легкими и невесомыми.
Несомненная заслуга художника в том, что он умел показать поэзию и красоту самых обычных картин природы. Нужно иметь настоящий талант живописца, чтобы увидеть и осознать гармонию и великолепие пейзажей. Впечатления, которые останутся незамеченными большинством людей, для настоящего художника имеют огромное значение.
Картина «Зеленый шум» вызывает восхищение зрителей. На картину хочется смотреть, не отрываясь. Это ни с чем несравнимое ощущение — живая, первозданная красота природы, которая открывается перед нами во всей своей самобытности. Многообразие живого мира природы, ее изменчивость и подвижность — все это есть в картине великого художника.
Каждая деталь картины — ветер, солнечные лучи, кучевые облака, волны, листва — выглядят удивительно реальными и правдоподобными. В картине нет статичности, отчетливо ощущается движение. Кажется, что мы слышим шум леса, ощущаем свежесть воздуха и аромат листвы.
По картине А. А. Рылова «Зеленый шум»