По картине А. Г. Венецианова «Девушка в клетчатом платке»

Картина «Девушка в клетчатом платке» принад­лежит перу художника А. Г. Венецианова. Не полу­чивший художественного образования художник стал мастером портретного жанра, ему было присвоено звание академика Академии художеств России. Мно­жество портретов написано А. Г. Венециановым по заказам, в том числе и для получения звания акаде­мика.

Но наступил такой момент, когда он оставляет службу, городскую жизнь в Петербурге и переби­рается на жительство в деревню Сафонково. Сам Венецианов разделяет периоды своей жизни в горо­де и в селе,

подписывая работы, бумаги, добавляет псевдоним Сафонковский.

Проживая в сельской глуши, он отдается любимо­му делу со всей душой. Пишет, как хочется и кого хочется. Натурщиками служили простые крестьяне, их дети. Рисуя сцены незамысловатой сельской жизни с участием крепостных крестьян, Венецианов реализо­вывал свой принцип «ничего не изображать иначе, чем в натуре является…».

Художнику удалось показать гармонию повседневной крестьянской жизни, природы и человека, раскрыть красоту русской души. Единение художника и изображаемых им людей чувствуется в каждой тщательно прорисованной черточке лица,

достоверности выражения глаз, ярко выраженной фи­зической и духовной силе. Венецианов смог передать красоту простых лиц, отличную от канонически изоб­ражаемой мастерами портретного жанра того времени. Рисовать представителей низшего сословия в то время считалось дурным тоном, но Венецианов, пренебрегая условностями, выбирал для натуры понравившиеся лица простых людей.

Изображая крестьян, художник мастерски подбирал краски, использовал игру света и тени.

Он не мог не отобразить видимую в этих людях усталость от непосильного труда, выражение покор­ности судьбе на лицах. Нет смеющихся или хотя бы улыбающихся лиц. Поэтому среди портретов кисти А. Венецианова особо выделяется «Девушка в клетча­том платке».

Не осталось никаких сведений, кто позировал ху­дожнику, неизвестна даже точная дата написания портрета. Ей пришлось позировать художнику, просто накинув на голову сине-зеленый клетчатый платок и придерживая его рукой у подбородка. Совсем юная девушка, скорее подросток, с покорностью напря­женно смотрит на художника. Милое, чистое, почти детское лицо. Высокий лоб, красиво очерченные бро­ви, серо-голубые и широко поставленные большие глаза, прямой нос, по-детски пухлые пунцовые губы.

Треугольный овал лица, очень мягкий и приятный под­бородок придают благородство девичьему лицу. Темно­каштановые волосы по-крестьянски гладко расчесаны на прямой пробор и убраны под платок. Думается, что волосы заплетены в толстую косу.

Рука, придерживающая на груди платок, выдает простую деревенскую девушку. По-крестьянски широ­кая, довольно — таки крупная, с крепкими пальцами неуверенно прижимает платок к груди.

Платок, накинутый на голову девушки, новый, по­хожие платки в крупную клетку, носили крестьянки того времени. Вероятно, художник специально для де­вочки купил этот платок и потом подарил ей. Платок не из грубой ткани, потому что на нем хорошо видны отблески света, как на ткани из шелка или атласа.

Основной цвет платка меняется в зависимости от освещения от синего к зеленому, даже цвет рисунка клетки меняется от бело-желтого к желто-красно — му. Все складки платка и даже бахрома тщательно прорисованы автором.

Одета девочка в простую рубаху из беленого по­лотна. Наверное, на ней надет русский сарафан, но ху­дожник не стал выписывать детали одежды, заострять внимание на внешнем антураже. Главное было точно изобразить лицо девушки, показать ее внешнюю кра­соту, а также чистый внутренний мир.

Кажется, что девушка, глядя на художника, хочет улыбнуться, но, не решаясь, сдерживается. Улыбка прячется в уголках губ. Природная простота и скромность, невинность видна во всем ее облике.

Вместе с тем, в ее светлых живых глазах загадка, как в глазах любой женщины.

И каждый может увидеть в них свое, угадать, о чем же думает это прелестное создание, о чем мечтает. Верится, что невзгоды и тяжести жизни еще не кос­нулись ее, уходящее детство и наступающая юность не омрачены трудностями и горестями крестьянской доли. Хочется, чтобы она и ее жизнь оставались светлыми, не омраченными никакими бедами.

Благодаря работам художника Венецианова, мы можем увидеть, как выглядели простые крестьяне в начале 19 века, как была устроена их повседневная жизнь, подмеченная и точно запечатленная замеча­тельным мастером на своих полотнах. Велико исто­рическое значение картин как подлинного источника сведений о том периоде времени. Хотя в картинах А. Г. Венецианова просматривается сходство с ико­нами из-за некоторой плоскостности изображения, они подкупают своей правдивостью, искренностью взгляда автора.

Великолепный портретист Венециа­нов с любовью подбирал натуру для своих картин, поэтому мы и сейчас можем видеть и восхищаться такими картинами, как «Девушка в клетчатом плат­ке». Глядя на этот портрет, почему-то кажется, что перед нами юная мадонна с полотен средневековых художников.

Хранится картина в Государственном Русском му­зее в Санкт-Петербурге.




По картине А. Г. Венецианова «Девушка в клетчатом платке»