По картине А. И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Архип Иванович Куинджи — известный русский художник. Он родился 15 января 1842 года под Мари­уполем в местечке Карасу. Отец мальчика был бедным сапожником, греком по происхождению. Архип рано осиротел, жил очень бедно.

Мальчик с трудом выучил­ся грамоте. Потом он обучался в городском училище. Но с раннего детства его преследовала страсть к ри­сованию. Он специально отправился к Феодосию, где учился у Айвазовского. Но великий художник давал ему возможность только толочь краски, не допускал к рисованию.

Вскоре молодой человек переселился

в Одессу, работал в фотоателье ретушером. Через некоторое время он сделал попытку поступить в Ака­демию художеств в Петербурге. Но его художествен­ная подготовка была слишком слабой.

Юноша дважды сдавал экзамены, но не смог поступить. Только потом его мечта сбылась.

Над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи работал летом и осенью 1880 года. Многие говорили о потрясающей красоте этого произведения. Каждое воскресенье художник открывал двери мастерской для всех желающих, чтобы они могли взглянуть на незавершенное произведение. К Куинджи приходило множество людей, среди которых были И. Тургенев, Я. Полонский,

И. Крамской, П. Чистяков. Картину за большие деньги еще в мастерской приобрел великий князь Константин Константинович.

Позже картина была выставлена в зале Общества поощрения худож­ников на Большой Морской улице в Петербурге.

Это было не самым обычным событием — худож­ник выступал с персональной выставкой, которая состояла всего лишь из одной картины. Но произведе­ние было достойно выставки.

«Лунная ночь на Днепре» имела грандиозный успех. Выстраивались очереди, чтобы увидеть кар­тину. Художник всегда очень придирчиво относился к размещению картин. Он стремился найти им та­кое место, чтобы соседние полотна не мешали. И во время выставки картина «Лунная ночь на Днепре» находилась одна на стене.

Архип Иванович знал, что при искусственном освещении будет особенно заметно лунное сияние. Поэтому художник попросил задрапировать в зале окна. Картина была освещена лучом электрического света. Когда посетители входили в полутемный зал, им открывалось поисти­не завораживающее зрелище.

Это было подлинное сияние лунного света.

На картине открывается широкое пространство, которое уходит вдаль. Равнину пересекает лента реки, и она практически сливается с темным небом у го­ризонта. На небе видны ряды легких облаков.

Луна смотрит в небольшой просвет между облаков. Луна освещает Днепр, дома и тропинки на берегу.

Природа тиха и безмолвна. Необыкновенное си­яние Луны отражается в водах Днепра. Свет Луны таинственен и загадочен. На выставке, где картина выставлялась впервые, у зрителей создавалось впе­чатление, что за полотном расположена лампа или фонарь. Поэтому некоторые посетители даже хотели заглянуть за картину, чтобы обнаружить источник света.

Настолько сильно было впечатление от лунного сияния.

Днепровские воды отражают лунный свет. Зрели­ще это поистине восхитительно. Красота окружаю­щего мира на картине предстает в особом величии.

Картина великого художника никого не оставляла равнодушным.

Небо на картине выглядит необъятным, возвы­шенным. Все детали пейзажа приобретают особое значение, здесь нет ничего случайного — дома, дере­вья, трава — только подчеркивают красоту чудесной лунной ночи.

Свет Луны ярок и заманчив. Его подчеркивает глу­бокий синий цвет. Сочетание синего цвета и серебри­стого света Луны выглядит настолько таинственным и значительным, что не может не вызывать восторга.

Многие предполагали, что художник использовал какие-то особые краски, применял необычные худо­жественные приемы, чтобы добиться такого эффекта. Художественный метод А. И. Куинджи не давал по­коя современникам. Многие хотели узнать секрет — как ему удалось создать такое произведение.

Неко­торые даже считали, что Куинджи заключил сделку с нечистой силой.

Столько вопросов возникало, потому что Куин­джи стремился передать реальный эффект освещения. И он нашел такую композицию картины, которая дала ему возможность максимально убедительно показать пространство.

Куинджи использовал сложный прием — теплый красноватый тон земли был им противопоставлен холодному серебристому цвету. Это позволило сделать пространство более глубоким.

В газетах и журналах того времени появилось множество восторженных статей о картине «Лунная ночь на Днепре». Известный поэт Я. Полонский, друг А. И. Куинджи, писал тогда: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались… Что это такое?

Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?»

Мы не можем не согласиться с этими словами. Картина на самом деле необыкновенна. Художник словно идеализирует реальную жизнь, показывая ее в таком таинственном виде.

На картине показан настоящий лунный свет, имен­но таким он и является в действительности. Картина завораживает, заставляет забыть обо всем. Хочется смотреть на нее снова и снова.

В ней есть мистическая загадка, разгадать которую до сих пор не удалось.

Великий князь Константин Константинович, кото­рый купил картину, никогда с ней не расставался. Он даже взял картину в кругосветное путешествие, чтобы всегда смотреть на нее. На состав красок плохо повли­ял влажный морской воздух.

Поэтому пейзаж стал темнеть. Однако удивительная картина продолжает удивлять даже сейчас, когда с момента ее создания прошло немало времени.




По картине А. И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»