По картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Картина «Грачи прилетели» написана художником Алексеем Саврасовым с натуры в Костромской губер­нии. Впервые была представлена в 1871 году на пер­вой выставке художников-передвижников в Москве. Она настолько понравилась П. Третьякову, владельцу коллекции картин, что он сразу же купил ее. В насто­ящее время картина выставляется в одном из залов

Третьяковской галереи, основой которой послужила та самая коллекция.

На той выставке было представлено немало пейза­жей русской природы, но полотно «Грачи прилетели» привлекло внимание

и очаровало всех посетителей, поскольку художник А. Саврасов смог как никто другой увидеть и раскрыть душу родной природы. Чуткое, любовное отношение автора к деревьям, воде, снегу, воздуху, птицам, церкви пронизывает все части картины, делает ее олицетворением русской природы.

Художник очень точно и красочно смог передать зарождающиеся перемены в природе при смене вре­мени года. На первый взгляд это обычный зимний пейзаж, но при внимательном рассмотрении видно, что снег на переднем плане — рыхлый, в протали­нах — вода. Небо типично мартовское, затянутое в кучевые облака с пронзительной голубизны прога­линами

и пробивающимся лучиком света.

На фоне серых облаков лоскутки неба выглядят изумрудно­синими. Небо словно отражает снежную поверхность земли с озерками талой воды. Проглядывающие лу­чики солнца окрашивают снег у забора в золотистый цвет, а свет, попадающий на колокольню и церковь, выделяет их среди мрачных домишек белыми стенами.

Почему-то кажется, что вот-вот выглянет прячущееся солнышко и раскрасит этот пейзаж особыми, весенни­ми красками: заблестит вода в лужах, заиграет купол церквушки и колокольни бронзовым отливом.

О скором наступлении весны говорит стайка гра­чей, которые первыми возвращаются на родину из теплых краев. Значит, морозы уже отступили, зима не вернется, и грачи обживаются на привычном месте, суетятся, строят гнезда, ищут корм.

Три кривые березки как бы тянутся друг к дру­гу, сплетаясь кронами и образуя уютный уголок для птиц. Снега на ветках уже нет и птицам вольготно сновать среди ветвей. На снегу, под березами отчет­ливо прорисован грач, держащий в клюве веточку для строительства гнезда. Заметно, как он пригнул­ся к земле и готовится взлететь. Автор, наверное, хотел этим подчеркнуть начало новой жизни, рожде­ние весны, пробуждение природы.

Снег вокруг берез крупитчатый, рыхлый, грязноватого цвета, с протали­нами земли. Следы, оставленные человеком глубокие, потому что снег подтаял и просел. Около деревьев много следов, оставленных собаками или даже лисой, прибегавшей поохотиться на птиц.

Вдали, за домами, виднеется, открытое до горизон­та, поле. Снег на нем основательно подтаял, образова­лись лужи, обнажилась коричневая земля, влажная и испускающая пар. Земля, сбросившая снежный пан­цирь, как бы жадно дышит в предвкушении скорого тепла. Еще немного и крестьяне выйдут на поля, начнут посевные работы, а пока она просыпается после зимней спячки и радуется первому весеннему теплу.

У линии горизонта, частоколом просматрива­ется редкий лесок, который как будто огораживает и защищает этот уголок русской природы.

Дома в деревне старые, покосившиеся, но из трубы идет слабый дымок. Это говорит о том, что печки в избах топят не так жарко, как зимой, потому что на улице оттепель. Ветер небольшой силы, так как дым из трубы идет почти вертикально.

Церковь тоже старая, стены с облупившейся краской. О том, что церковь действующая, говорят серебристые колокола в колокольне. Известно, что церковь эта стоит в селе до сих пор. Село изменилось, пейзаж поменялся, а цер­ковь стоит!

Художник, наверняка, был поражен этим видом: сочетание церкви, как символа веры православ­ных людей, и пробуждающейся после зимы природы с прилетевшими грачами — вестниками весны.

Немного оживляют картину хорошо прорисован­ные кусты красновато-коричневого цвета и их отра­жение в воде. Отражаются в воде и деревья, и небо. Березы растут на пригорке, а дома за забором как бы уходят вниз, поэтому не очень хорошо видны, только их крыши.

Но церковь все-же возвышается над ними как светлый символ религии, которая очень важна для русских православных людей.

Не портит общего впечатления то, что рисунок на березах прорисован не очень выразительно. Ведь, как известно, каждая береза имеет свой неповторимый рисунок на стволе. Возможно, А. Саврасов закан­чивал свою работу в мастерской, рисуя по памяти.

Очарования это не убавляет.

Вся картина пропитана сердечной любовью к про­стой русской природе, чувства художника к ней про­глядываются в каждой детали и в общем виде всего пейзажа. Когда смотришь на эту картину, охватыва­ет чувство единения с милым сердцу видом родной русской природы. Глядя на полотно, хочется вдохнуть полной грудью этого мартовского чистого, деревенско­го воздуха, раскинуть руки в стороны и покружить­ся на снегу под березами.

Цепляет, как, вероятно, зацепило и автора, присутствие в данном пейзаже и русских берез, и русской церкви, и русской деревни, символизирующих Россию, и в то же время весеннее пробуждение природы, олицетворяющее веру в свет­лое будущее России.




По картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»