По картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Картина «Грачи прилетели» написана художником Алексеем Саврасовым с натуры в Костромской губернии. Впервые была представлена в 1871 году на первой выставке художников-передвижников в Москве. Она настолько понравилась П. Третьякову, владельцу коллекции картин, что он сразу же купил ее. В настоящее время картина выставляется в одном из залов
Третьяковской галереи, основой которой послужила та самая коллекция.
На той выставке было представлено немало пейзажей русской природы, но полотно «Грачи прилетели» привлекло внимание
Художник очень точно и красочно смог передать зарождающиеся перемены в природе при смене времени года. На первый взгляд это обычный зимний пейзаж, но при внимательном рассмотрении видно, что снег на переднем плане — рыхлый, в проталинах — вода. Небо типично мартовское, затянутое в кучевые облака с пронзительной голубизны прогалинами
На фоне серых облаков лоскутки неба выглядят изумрудносиними. Небо словно отражает снежную поверхность земли с озерками талой воды. Проглядывающие лучики солнца окрашивают снег у забора в золотистый цвет, а свет, попадающий на колокольню и церковь, выделяет их среди мрачных домишек белыми стенами.
Почему-то кажется, что вот-вот выглянет прячущееся солнышко и раскрасит этот пейзаж особыми, весенними красками: заблестит вода в лужах, заиграет купол церквушки и колокольни бронзовым отливом.
О скором наступлении весны говорит стайка грачей, которые первыми возвращаются на родину из теплых краев. Значит, морозы уже отступили, зима не вернется, и грачи обживаются на привычном месте, суетятся, строят гнезда, ищут корм.
Три кривые березки как бы тянутся друг к другу, сплетаясь кронами и образуя уютный уголок для птиц. Снега на ветках уже нет и птицам вольготно сновать среди ветвей. На снегу, под березами отчетливо прорисован грач, держащий в клюве веточку для строительства гнезда. Заметно, как он пригнулся к земле и готовится взлететь. Автор, наверное, хотел этим подчеркнуть начало новой жизни, рождение весны, пробуждение природы.
Снег вокруг берез крупитчатый, рыхлый, грязноватого цвета, с проталинами земли. Следы, оставленные человеком глубокие, потому что снег подтаял и просел. Около деревьев много следов, оставленных собаками или даже лисой, прибегавшей поохотиться на птиц.
Вдали, за домами, виднеется, открытое до горизонта, поле. Снег на нем основательно подтаял, образовались лужи, обнажилась коричневая земля, влажная и испускающая пар. Земля, сбросившая снежный панцирь, как бы жадно дышит в предвкушении скорого тепла. Еще немного и крестьяне выйдут на поля, начнут посевные работы, а пока она просыпается после зимней спячки и радуется первому весеннему теплу.
У линии горизонта, частоколом просматривается редкий лесок, который как будто огораживает и защищает этот уголок русской природы.
Дома в деревне старые, покосившиеся, но из трубы идет слабый дымок. Это говорит о том, что печки в избах топят не так жарко, как зимой, потому что на улице оттепель. Ветер небольшой силы, так как дым из трубы идет почти вертикально.
Церковь тоже старая, стены с облупившейся краской. О том, что церковь действующая, говорят серебристые колокола в колокольне. Известно, что церковь эта стоит в селе до сих пор. Село изменилось, пейзаж поменялся, а церковь стоит!
Художник, наверняка, был поражен этим видом: сочетание церкви, как символа веры православных людей, и пробуждающейся после зимы природы с прилетевшими грачами — вестниками весны.
Немного оживляют картину хорошо прорисованные кусты красновато-коричневого цвета и их отражение в воде. Отражаются в воде и деревья, и небо. Березы растут на пригорке, а дома за забором как бы уходят вниз, поэтому не очень хорошо видны, только их крыши.
Но церковь все-же возвышается над ними как светлый символ религии, которая очень важна для русских православных людей.
Не портит общего впечатления то, что рисунок на березах прорисован не очень выразительно. Ведь, как известно, каждая береза имеет свой неповторимый рисунок на стволе. Возможно, А. Саврасов заканчивал свою работу в мастерской, рисуя по памяти.
Очарования это не убавляет.
Вся картина пропитана сердечной любовью к простой русской природе, чувства художника к ней проглядываются в каждой детали и в общем виде всего пейзажа. Когда смотришь на эту картину, охватывает чувство единения с милым сердцу видом родной русской природы. Глядя на полотно, хочется вдохнуть полной грудью этого мартовского чистого, деревенского воздуха, раскинуть руки в стороны и покружиться на снегу под березами.
Цепляет, как, вероятно, зацепило и автора, присутствие в данном пейзаже и русских берез, и русской церкви, и русской деревни, символизирующих Россию, и в то же время весеннее пробуждение природы, олицетворяющее веру в светлое будущее России.
По картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»