По картине А. Комарова «Наводнение»

Алексей Никанорович Комаров родился в 1879 г. в селе Скородное, расположенном в Тульской гу­бернии и принадлежащем его отцу, помещику П. Ф. Розетти. Алексей был внебрачным сыном от крестьянки Д. К. Ишаковой, исполнявшей в доме помещика обязанности экономки. Воспитанием мальчика занимались его тетки, сестры отца.

Уже в четырех-пятилетнем возрасте мальчик проявлял большой интерес к рисованию. Особенно нрави­лось Алексею рисовать животных, а также лепить их фигурки.

А. Н. Комаров учился в Тульском реальном училище и частной школе А. Н. Конопацкого.

В 1899 — 1901 гг. прошел курс обучения в Москов­ском училище живописи, ваяния и зодчества. Пос­ле окончания этого учебного заведения начал рабо­тать по оформлению журнала «Псовая и ружейная охота», затем стал принимать участие в оформле­нии периодических изданий и книг, предназна­ченных для детей. Работы А. Н. Комарова входят в коллекции многих музеев: музея Кропоткина, Зоологического музея МГУ, Исторического и По­литехнического музеев, Музея коневодства, Био­логического музея им.

Тимирязева и других.

Жизнь художника была насыщена впечатлени­ями: он много путешествовал по Советскому Союзу и за

рубежом.

Иллюстрации, выполненные художником, укра­сили страницы многих научных и учебных изда­ний, среди которых можно назвать атлас «Про­мысловые птицы и звери СССР», изданный Академией наук СССР, научный труд «Птицы Советского Союза» под редакцией Г. П. Дементь­ева и Н. А. Гладкова, книгу профессора В. Н. Шнитникова «Звери и птицы нашей страны» и другие книги, в том числе школьные учебники. Также А. Н. Комаров сотрудничал с «Мурзилкой», попу­лярным детским журналом, любимым многими поколениями советских детей. Рисунки художни­ка использовались при оформлении почтовых от­крыток, марок и конвертов, репродукции с его произведений периодически печатались на стра­ницах журналов. Работы Комарова имеют не толь­ко несомненную художественную, но также и вос­питательную ценность.

Они учат нас любить родную природу, относиться к ней бережно и тре­петно. За вклад в развитие советского изобрази­тельного искусства А. Н. Комаров был удостоен звания «Заслуженного деятеля искусств РСФСР». Скончался художник в 1977 г. в поселке Пески в Московской области, где жил с 1936 г.

А теперь обратимся к анализу картины А. Н. Комарова «Наводнение». На ней мы видим зай­ца, сидящего на суку толстого дерева. Чуть дальше виднеется ствол другого дерева, потоньше. Деревья окружены водой. Признаков суши не видно, если не считать едва намеченных вдали стволов деревьев, окутанных розоватой дымкой.

Но нельзя с уверен­ностью сказать, что эти деревья не окружены водой.

Художник изобразил на переднем плане лишь небольшие фрагменты древесных стволов. Не вид­но других ветвей, кроме той, на которой сидит за­яц. Такой прием в изображении использован худож­ником неслучайно — чтобы привлечь внимание зрителей к зайцу.

Сюжет картины перекликается с содержанием стихотворения Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Очевидно, действие происходит весной: в результате таяния снега и льда река вышла из бе­регов и затопила значительное пространство в ка­кой-то местности. Зайцу, изображенному на кар­тине Комарова, удалось спастись от наводнения, взобравшись на ветку дерева.

В подобной ситуации животных очень просто поймать.

Некрасов так говорит об этом устами своего героя:

В нашем болотистом, низменном крае Впятеро больше бы дичи велось,

Кабы сетями ее не ловили,

Кабы силками ее не давили;

Зайцы вот тоже, — их жалко до слез!

Только весенние воды нахлынут,

И без того они сотнями гинут, —

Нет! еще мало! бегут мужики,

Ловят, и топят, и бьют их баграми.

Где у них совесть?

Действительно, это очень жестоко — ловить животных, которые не имеют возможности убе­жать. Заяц на картине Комарова вызывает сочувс­твие: хочется выпустить его в незатопленный лес. Такие же чувства испытывает и Мазай, герой сти­хотворения Некрасова. Он рассказывает о том, как спасал зайцев.

Множество зверьков собрались на крохотном островке суши, еще не затопленном водой: едва животные перепрыгнули в лодку Мазая, как прибывающие воды затопили остро­вок. Заяц на картине Комарова находится в нелучшей ситуации: если вода прибудет, он может погибнуть. Возможно, ему удастся спастись, ведь известно, что в экстремальных условиях у живых существ порой проявляются способности, нетипи­чные для обыденной жизни.

Кроме того, заяц оказался совсем без пищи. Конечно, заяц, которо­го изобразил Комаров, может погрызть кору дере­ва, пока вода не схлынет. Глядя на картину Кома­рова, хочется верить, что где-то уже плывет в лодке добрый дедушка Мазай, который спасет зайчика.

Есть в картине что-то такое, что заста­вляет поверить в сказку, которая обязательно благополучно закончится.

Цветовая гамма картины не отличается обилием оттенков. Толстый ствол дерева и сук, на котором сидит заяц, насыщенного, яркого коричневого цве­та; неровности коры намечены размашистыми че­рными штрихами. Концы обломанных веток, отхо­дящих от сука, художник оттенил серым цветом.

Контуры ствола березки, растущей неподалеку, намечены коричневым. Заяц — белый; лишь спи­на, верхняя часть головы и ушей, а также передние лапки оттенены коричневато-розовой краской. Вода едва намечена нежно-голубыми бликами. Скупыми разводами коричневого и серого цветов живо переданы части древесных стволов, зато­пленных водой, но просматривающихся сквозь нее.

На переднем плане художником передана ле­гкая рябь на воде; вдали лишь несколько голубых линий намекают на пространство, покрытое водой.




По картине А. Комарова «Наводнение»