По картине А. Пластова «Летом»
Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 г. в семье крестьянина в селе Прислониха Ульяновской области. Его дед был сельским иконописцем. Аркадий окончил духовное училище и семинарию, однако он мечтал стать художником, а не священнослужителем.
В 1914 г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение, параллельно изучая основы живописи.
О необычайной творческой энергии художника свидетельствует то, что после пожара 1932 г., когда вместе с домом сгорели большинство работ Пластова, он не опустил
Произведения Пластова реалистичны, в них нет стремления что-то приукрасить. Художник полагал, что нужно изображать жизнь, людей, такими, какие они есть. Нужно увидеть красоту в простых вещах и явлениях и максимально точно запечатлеть ее.
В творчестве А. А. Пластова ощущается влияние художников, входивших в «Союз русских художников» — А. Е. Архипова, Ф. А. Малявина, К. А. Коровина, а также С. В. Герасимова.
Известность А. Пластову
Среди работ Пластова необходимо отметить такие полотна, как «Фашист пролетел» , «Жатва» , «Сенокос» . Каждая из этих картин отмечает вехи российской истории, показывая бессмысленность и противоестественность войны, нищету русской деревни и послевоенные чаяния простого народа. Картину «Весна» нередко расценивают как символическое переосмысление художником хрущевской «оттепели».
Одной из лучших работ Пластова искусствоведы считают «Ужин трактористов» . Нужно отметить, что художник работал не только как живописец, но и как иллюстратор книг русских классиков, например А. Чехова, Л. Толстого и др.
Взгляды Пластова на искусство были достаточно консервативными. Художник неоднократно критиковал авангардистские тенденции в искусстве, расценивая их как разрушение традиции. А. А. Пластов был удостоен звания народного художника СССР, а также избран действительным членом Академии художеств СССР.
Удостоен Ленинской и Государственной премий. Скончался художник в 1972 г. в родном селе.
А теперь внимательно посмотрим на картину А. А. Пластова «Летом». Художник запечатлен незатейливый сюжет, обычный для любого русского села. Мать и дочь ходили за грибами в лес, по дороге домой они остановились отдохнуть.
В правом нижнем углу художник изобразил сидящую девочку лет пяти-семи. Рядом с девочкой лежит небольшая собака-дворняжка. Собака, хотя и отдыхает, внимательно смотрит вправо: охраняет хозяек.
На коленях у девочки стоит небольшая кружка. В руках девочка держит веточку, усыпанную красными ягодами. Может быть, она хочет обобрать их и пересыпать в кружку, а может, просто съесть. Девочка одета в светлую одежду, на голове у нее повязан ярко-красный платок.
Маленькие ноги босы. Мать лежит в траве позади дочери: видны лишь ее синий платок, синее платье и руки, которыми женщина заслонила лицо от ярких солнечных лучей.
В левом верхнем углу мы видим нижние части стволов двух берез и низко склоненные ветви, а также едва приметный в траве пенек. Видимо, когда — то берез было три. Кроны деревьев отбрасывают густую тень. Именно поэтому мать с дочерью и остановились на отдых под ними. Залитая яркими солнечными лучами полянка на заднем плане картины дает возможность представить, что день очень жаркий.
Резким контрастом обозначена опушка леса.
В левом нижнем углу картины художник изобразил большую корзинку с двумя ручками, полную крупных белых грибов, и ведро с грибами помельче, рыжевато-коричневого цвета. И корзина, и ведро наполнены доверху — видно, что поход матери и дочери был удачным. На переднем плане в траве стоит большой глиняный кувшин, что вполне оправданно: в жару очень хочется пить, и мать с девочкой предусмотрительно взяли с собой питье.
Опустевший кувшин, кроме того, может пригодиться и для сбора ягод. Но на картине нельзя увидеть, что в кувшине.
Нужно обратить внимание и на то, как художник выстроил композицию картины. Люди и собака занимают лишь правый нижний угол полотна. Гораздо больше места художник отвел под изображение берез и грибов в корзине и ведре.
Это сделано не случайно — ведь художник назвал свою картину «Летом», следовательно, стремился показать значимые признаки этого времени года.
Цветовые решения художника основаны на контрастах. Во-первых, мы видим резкий контраст между освещенными и тенистыми участками. Если на открытом пространстве трава кажется золотистозеленой и даже серебристой, то в тени берез она более естественного, насыщенного темно-зеленого оттенка.
Большое значение имеет и контраст между опушкой леса, практически черной, так что нельзя различить отдельные деревья, и залитой солнцем поляной. Также наблюдается контраст между светлыми стволами берез и темным фоном лесной опушки, светлой одеждой девочки, шерстью собаки и тенью от крон берез на траве. Шерсть собаки неоднородна по цвету: есть и совсем светлые, практически белые участки, спина коричневато-серая. Сразу привлекают внимание зрителя и яркие пятна уложенных в корзину и ведро грибов, красновато-коричневый кувшин. Еще один контраст являют собой синяя одежда женщины и красный платок ее дочери.
В целом можно сказать, что краски яркие, насыщенные. Художнику удалось в полной мере запечатлеть типичный летний день в средней полосе России.
По картине А. Пластова «Летом»