По картине Ф. Решетникова «Опять двойка!»
Федор Павлович Решетников родился в 1906 г. на Украине в селе Сурско-Литовское в семье иконописца. Будущий художник рано остался без родителей. Начальство клуба железнодорожников на станции Гришино, где одно время работал молодой человек, заметило его способности к изобразительному искусству и направило талантливого юношу учиться на рабфак искусств в Москве.
В 1929 — 1934 гг. Федор Решетников занимался в Высших художественно-технических мастерских под руководством Д. С. Моора.
Еще студентом Ф. Решетников проявил большие способности
Решетников неоднократно получал Сталинскую премию
Однако многие искусствоведы сходятся во мнении, что подлинные шедевры Решетникова — это его графические работы сатирической направленности. Художник придумал оригинальную форму карикатурного триптиха, воплотившуюся в его работе «Тайны абстракционизма», а также описанную им в книге с таким же названием.
Большой интерес представляет серия шаржей на мэтров советского искусства; некоторые из этих работ были изданы в 1982 г. в виде альбома «Сатира и дружеские шаржи». Ф. П. Решетников умер в конце 1988 г. в Москве.
А теперь обратимся к одному из наиболее известных полотен художника — картине «Опять двойка!», написанной Ф. Решетниковым в 1952 г. Это было время, когда страна начала оправляться от потрясений Великой Отечественной войны. Разрушенные предприятия в основном восстановлены, жизнь населения, так или иначе, вошла в налаженную колею, намечалось определенное улучшение материального положения народа по сравнению с военным лихолетьем. Художник в своей картине передает некоторые черты быта своих современников. Легко предположить, что семья, изображенная на картине, имеет определенный достаток, позволяющий вести вполне обеспеченную по тем временам жизнь.
На переднем плане мы видим мальчика, вернувшегося из школы. Чуть дальше, у стола, сидит его мать. Рядом с ней — младший сын, скорее всего дошкольник, на велосипеде. Еще дальше, на фоне двери, открытой в другую комнату, четко выделяется в темном ученическом платье фигура старшей сестры мальчиков.
Глядя на картину, можно предположить, что мать — домохозяйка. Ведь по окну в дальней комнате видно, что действие происходит днем, а женщина дома, она в домашней одежде. Вероятно, что главным и единственным кормильцем является отец, который в данный момент находится на работе.
О достатке семьи красноречиво свидетельствуют несколько важных деталей. Во-первых, в семье трое детей, все они выглядят ухоженными и хорошо одетыми. Во-вторых, у младшего мальчика есть велосипед, что могла позволить себе не каждая семья. В-третьих, на полу лежит ковер — тоже достаточно престижная вещь в те времена. Кроме того, раз ребенок сидит на велосипеде, он, скорее всего, катался на нем дома — значит, квартира достаточно просторна для этого.
На картине мы видим лишь две комнаты, при этом художник не показал нам их пределов: мы видим лишь центр первой комнаты и небольшую часть второй.
Те детали обстановки, которые мы видим на картине, дают возможность сделать вывод о стремлении хозяев к уюту и удобству. В дальней комнате на окне виден силуэт высокого растения, на стене висит географическая карта. В первой комнате, где собрались все действующие лица, мы видим на стене старинные часы с маятником, большой стол, накрытый чистой белой скатертью на котором в данный момент старшая девочка раскладывает свои книги и тетради.
У стола стоит стул, другой стул, на котором сидит мать, мы не видим.
О сюжете, положенном художником в основу своего произведения, мы догадываемся по недвусмысленному названию живописного полотна, а также по выражениям лиц изображенных на картине людей. Мальчик в левом переднем углу — главный герой картины. Ясно, что он только что пришел домой — он стоит в пальто и зимней обуви.
В руках мальчик держит сумку с учебниками. Наверное, он мог бы учиться в третьем классе. Понурый вид мальчика, то, что он отворачивается от родных, без слов свидетельствует о том, что двойку получил именно он. Мать и сестра смотрят на двоечника с укоризной, младший братишка — с насмешкой.
Большая собака радостно приветствует мальчика: верному псу, конечно, все равно, двоечник хозяин или отличник. Но мальчик не обращает внимания даже на собаку, которая встала на задние лапы, а передними уперлась в грудь хозяина. Пес выражает свою радость от встречи с хозяином, хочет, чтобы тот приласкал его.
Чтобы подчеркнуть то осуждение и порицание, которое демонстрируют двоечнику его родные, художник разделил персонажей картины две группы. Обе эти группы, если присмотреться повнимательнее, легко можно соединить прямыми параллельными линиями: мальчик — собака; младший братишка на велосипеде — мать — сестра на заднем плане картины. Интересен и другой прием, который использовал художник, чтобы подчеркнуть своего рода изоляцию двоечника: взгляды персонажей картины не встречаются.
Все смотрят в одну сторону, «на зрителя». Мальчик, получивший двойку, избегает взглядов близких; их же взгляды тоже не пересекаются, потому что все они смотрят только на него. Исключением является только собака, тщетно пытающаяся привлечь внимание хозяина.
Пес смотрит прямо на мальчика.
Следует отметить и некоторые особенности цветовой гаммы, использованной художником. Картина выдержана в контрастных цветах: сочный красный — сероголубой, белый — черный. При создании картины художник использовал и другие цвета, однако вышеперечисленные являются основными.
По картине Ф. Решетникова «Опять двойка!»