По картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Федор Петрович Толстой, русский художник и скульптор эпохи романтизма, родился в 1783 г. в семье кригскомиссара графа П. А. Толстого. Будущий художник, как было принято в то время, с рождения был записан в Преображенский полк в чине сержанта. После окончания Морского кор­пуса в 1802 г. молодой мичман Федор Толстой по­ступил в Академию художеств.

Нужно отметить, что для той эпохи было редким явлением, чтобы молодой аристократ предпочел профессиональные занятия искусством карьере военного. Наставни­ками Ф. Толстого были скульптор И. П. Прокофь­ев,

а также известный портретист эпохи романтиз­ма О. А. Кипренский.

Ф. Толстой одно время возглавлял Коренной со­вет «Союза благоденствия», однако прекратил уча­стие в деятельности декабристов задолго до восста­ния 1824 г., поэтому не подвергся гонениям со стороны правительства. В 1826 г. Ф. Толстой пред­ложил вниманию императора Николая I два серье­зных трактата: «О нравственном состоянии войск российских» и «О состоянии Российской империи в отношении внутреннего ее устройства». В этих трудах содержался ряд предложений по совер­шенствованию законодательства и налогообложе­ния, а также ряд социальных

мероприятий.

В качестве скульптора Ф. Толстой работал с раз­личными материалами. Известны его рельефы из воска, посвященные героям и событиям «Одиссеи» Гомера, серии памятных медальонов в честь побед в войне 1812 г., русско-персидской и русско-турецкой войнах. Толстой создал рельефы дверей Храма Христа Спасителя в Москве.

В целом о творчестве Ф. Толстого можно ска­зать, что он следовал традициям классицизма, подражая античным образцам. Это относится и к скульптурным, и к графическим, и к живопис­ным работам художника. Из графических работ Ф. Толстого можно отметить серию рисунков пе­ром к поэме И. Ф. Богдановича «Душенька», кото­рые также были воспроизведены в гравюрах.

Натюрморты Ф. Толстого — это попытка запе­чатлеть недолговечную, но чарующую иллюзию совершенства и безмятежности. Наиболее извес­тные работы в этом жанре — «Букет цветов», «Бабочка и птичка», «Цветы, фрукты, птица». Среди живописных работ Ф. Толстого есть семей­ный автопортрет, жанровые сценки.

Ф. Толстой пробовал свои силы и в других отрас­лях искусства: так, он сочинил два балета, которые, однако, не были по­ставлены на сцене; самостоятельно разрабатывал составы красок и т. д.

Долгие годы Ф. Толстой преподавал в Академии художеств, со временем став ее вице-президентом, а затем товарищем президента. В последние годы жизни художник потерял зрение. Скончался Фе­дор Толстой в 1873 г. в Петербурге.

А теперь обратимся к анализу одного из произве­дений художника — натюрморту «Цветы, фрукты, птица». В основу композиции положен вообража­емый треугольник, в вершине которого находятся головки цветов; в нижних углах соответственно на­ходятся кисть винограда и яблоки. В центр компози­ции художник поместил стеклянный сосуд с цвета­ми.

В нижней части сосуд имеет шарообразную форму. Горло сосуда, резко сужаясь, принимает ко­лоннообразную форму. Сквозь прозрачные стенки видны стебли цветов, погруженные в воду. Букет об­разован тремя ветвями: двумя ветвями с несколь­кими белыми и розоватыми цветами, у которых длинные тонкие заостренные листья, и стеблем с одиночным блекло-красноватым цветком, очень напоминающим анютины глазки. У одиночного цве­тка крупные листья; можно предположить, что они круглой или чуть вытянутой формы.

Ветвь с цвета­ми, находящаяся справа, стоит чуть под углом к по­верхности, на которой располагается натюрморт. На этой ветви цветы имеют едва заметный розоватый оттенок.

В левом нижнем углу на переднем плане мы ви­дим половинку разрезанного яблока: художник тонкими линиями наметил жилки и семечки. Кожица половинки яблока и крайнего слева ябло­ка зеленого цвета. Позади, почти скрытое за ними и сосудом, виднеется еще одно яблоко, с желто­красной кожицей.

Слева, в стороне от фруктов, мы видим небольшое летящее насекомое — возможно, муху или мелкую бабочку.

Справа от стеклянного сосуда помещаются яб­локо с желто-красной кожицей и крупная кисть винограда. Нужно отметить, что в созданной худож­ником композиции просматривается определенная ступенчатость: сосуд — в центре, желто-красные яблоки — чуть позади него, зеленые — ближе к зрителю, а кисть винограда — чуть дальше ябло­ка. Виноградная кисть изображена очень живопи­сно: используя различные оттенки зеленого при изображении отдельных ягод, художник верно пе­редал игру светотени. Особое очарование придают тщательно прорисованные вьющиеся усики вино­градной лозы и два крупных виноградных листа.

На виноградной веточке сидит небольшая птица, на темном тельце которой четко выделяется тре­угольный белый «воротничок». Птица сидит, опу­стив клюв к яблоку, из-за чего ее хвостик поднят вверх. Крылья птицы слегка отстранены от тела, словно ей жарко.

Над виноградным листом худож­ник изобразил бабочку: ее верхние крылышки светло-серые с более темными кончиками, нижние крылышки белого цвета. На поверхности стола, на переднем плане, вместе лежат две веточки с мел­кими круглыми ягодами красноватого и белого цветов. Возможно, это смородина.

Нужно отметить, что художник не стремился четко разграничить поверхность, на которой нахо­дится натюрморт, и общий фон картины. Контуры стола на переднем плане едва намечены: на заднем плане мы можем различить край стола лишь по цветовому переходу, однако он выглядит довольно размытым.

На картине Ф. Толстого хорошо видно, что свет падает справа. Предметы в левом углу и даже фон слева выглядят темнее, резче намечен кон­тур столешницы. Нужно сказать и о фоне: если поверхность, на которой помещен натюрморт, се­ровато-бежевого цвета, то общий фон теплого золотисто-палевого оттенка.

Относительно общей цветовой гаммы можно сказать, что на картине Ф. Толстого «Цветы, фрук­ты, птица» преобладают золотисто-желтые, крас­новатые и темно-зеленые тона. Немаловажную роль играет и белый цвет: белые цветы и разрез яб­лока резко выделяются на общем фоне картины. Общий настрой натюрморта — умиротворяюще-созерцательный, мягкий и спокойный.




По картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица»