По картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»
Георгий Григорьевич Нисский родился в 1903 г. В начале творческого пути молодой художник, увлекавшийся гонками на яхтах, большое внимание уделял изображению моря, романтической и таинственной водной стихии. Во время Великой Отечественной войны Г. Нисский создал ряд полотен историко-патриотического значения, в которых немалое место отводилось изображение природы. Это такие картины, как «На защиту Москвы», «Ленинградское шоссе», «Зенитная батарея у «Динамо»», «Севастополь», «Над Баренцевым морем».
Все же как
Серия картин Нисского посвящена изображению канала имени Москвы. Среди них выделяется «Радуга». Известно, что эта картина стала результатом яркого впечатления,
Однажды после грозы он увидел над мостом через канал радугу, очертания которой повторяли форму моста.
Нередко вдохновение и сюжеты новых картин приходили к художнику во время путешествий. Например, летом 1953 г. Нисский совершил круиз по Волге на яхте. После этой поездки художник создал серию пейзажей, показывающих красоту и мощь великой русской реки.
Примером может служить картина «Рыбинское море».
Величественная ширь русских просторов ощущается и в таких картинах Г. Нисского, как «Озерный край» и «Над снегами». Художник изображал не только нетронутые уголки природы. Его привлекало изображение результатов человеческого труда. В частности, на картине «Над снегами» на фоне зимнего неба, над занесенными снегом полями и лесами мчится скоростной лайнер. Детали современного быта присутствуют и на других полотнах художника.
Например, на картине «Колхоз «Загорье»» изображены телевизионные антенны на крышах домов, автомашины, велосипедист.
Г. Г. Нисский скончался в 1987 г. Он имел звание народного художника РСФСР, был действительным членом Академии художеств СССР. В 1951 г. был удостоен Государственной премии СССР. Его творчество оказало большое влияние на дальнейшее развитие пейзажной живописи.
Остановимся подробнее на рассмотрении одной из наиболее известных работ художника. На картине «Февраль. Подмосковье» художник изобразил не участок дикой природы, а территорию, окультуренную человеком. Примерно две трети верхней части картины занимает изображение неба.
Линия горизонта четко обозначена полосой из едва намеченных темных силуэтов сосен. Даже при мимолетном взгляде на картину внимание сразу привлекает группа высоких сосен, расположенная слева. Силуэт обелиска почти сливается с темным фоном, образованным ветвями деревьев. Сосны высажены на участке, огороженном низким бордюром.
Самая высокая из группы сосен четко вырисовывается на фоне неба. Это дерево — самый высокий объект на картине. Своеобразным противовесом темному массиву сосновых посадок служит покрытый снегом холм, изображенный справа.
На переднем плане мы видим два небольших хвойных дерева, посаженных на достаточно большом расстоянии друг от друга.
За полосой дальних сосен угадывается стена, в которой имеется проход, расположенный приблизительно в центре изображения. От этого прохода тянется широкая дорога. Сначала она идет прямо, по направлению к зрителю, затем круто сворачивает вправо. Вдоль дороги намечены столбы электросети. По дороге движется автомобиль; у обочины виднеются две человеческие фигуры.
Чуть ближе, на ровном заснеженном поле, можно различить фигуру лыжника в красной куртке.
Композиция картины основана на своего рода образном противопоставлении возвышенностей: вершин сосен, острыми пиками устремленных в зимнее небо, и пологой вершины заснеженного холма.
Это противопоставление усиливается благодаря цветовому контрасту: сосны на фоне снега выглядят почти черными, тогда как вершина холма ослепительно белая. Оба своеобразных композиционных центра четко обозначены: группу сосен с обелиском окружает бордюр, холм огибает дорога.
Тени на снегу обозначены четкими, геометрически правильными участками. Они резко выделяются на белом фоне темной голубизной. Небо — нежно-розовое, в вышине затянуто серыми тучками, особенно справа.
Итак, мы видим, что художник выбрал для изображения такую территорию, где природные объекты соседствуют с предметами, являющимися продуктами человеческой деятельности. Но давайте присмотримся повнимательнее: на чем делает акцент художник? Разве на автомобиле и столбах электросети? Нет. И даже не на людях — они тоже присутствуют на картине, однако вдалеке, едва различимыми силуэтами.
Несомненно, что особенности композиции выражают определенные мысли и переживания художника. И не только его одного — нередко мастер сам не отдает себе отчета в том, насколько глубоко его творение. Машина, придорожные столбы — это признаки человеческой эпохи, а деревья и холмы — признаки жизни Земли.
Как бы ни были велики достижения человека, они преходящи и переменчивы; но природа была задолго до человека.
На фоне огромных просторов Земли человек порой кажется лишь песчинкой, мыслящей букашкой, век которой короток, словно танец мотылька в пламени. И тем не менее в настоящее время деятельность людей все больше и больше разрушает Землю, уродует ее красоту, отравляет воздух и воду… Достижения науки сделали возможным уничтожение Земли и самого человечества. Запечатленные художниками мгновения безмятежности, созерцания природы и ощущения единения с ней — это попытка заставить людей задуматься о дальнейшей судьбе
Земли и своих потомков. Ни одно техническое приспособление не может быть прекраснее живого леса, и одно-единственное дерево — куда более сложный и загадочный объект, чем тысячи машин…
Следует отметить некоторые особенности цветового колорита картины Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». Как уже отмечалось выше, художник использовал контраст белого и черного цветов, который подчеркнут использованием розового фона и голубоватых теней на снегу.
По картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»