По картине И. Бродского «Летний сад осенью»

Исаак Израилевич Бродский — выдающийся русский художник. Живописец за­нимался в мастерской И. Е. Репина. В начале сво­его обучения Бродский проявил интерес к пейзажу и портрету.

Картина «Летний сад осенью», напи­санная в 1928 г., относится к лучшим работам ху­дожника. Произведение проникнуто поэзией, ху­дожнику удалось создать удивительно тонкий и правдивый образ природы.

Исаак Бродский сыграл значительную роль в развитии русского искусства как продолжатель традиций реализма. Произведения Бродского от­личаются точностью и

ясностью образов, удиви­тельной емкостью художественной формы.

На картине изображен санк-питербургский Лет­ний сад осенью. Зритель видит аллею, уходящую за горизонт. Небо полускрыто облаками, сквозь кото­рые виднеется почти летняя лазурь.

Деревья вски­дывают вверх свои полуобнаженные черные ветви. На аллею ложатся прозрачно-темные тени. И на те­нистых пятнах еще ярче смотрятся опавшие листья.

Центральный план картины прозрачен, пронизан воздухом, и лишь в отдалении золотятся деревья. Стволы деревьев четко прописаны «рам­кой», обрамляя картину. Справа на полотне можно увидеть часть белой беседки,

полускрытой краем холста и деревьями.

Беседка стоит на возвышенно­сти, и к ней ведет небольшая ажурная лестница. Аркообразные окна и ажурные перила придают строению легкость и воздушность. Появляется ощу­щение, что беседка — лишь порождение осеннего холодного воздуха, сгусток тумана.

Вдали, ближе к горизонту, можно увидеть не­большие фигурки бредущих людей. Люди одеты достаточно тепло, что еще больше усиливает ощу­щение осенних холодов.

Цветовое решение картины не отличается яр­костью, художник использовал преимущественно приглушенные, «осенние» тона. Тонкие темные деревья, сероватое, с проблесками голубизны небо, желтовато-рыжая листва на деревьях — все гово­рит о приходе осени. Удивительно, что картина па­смурна, но не рождает ощущения грусти.

Изобра­женная художником осенняя аллея наполнена удивительным светом, и появляется желание про­гуляться по опавшей листве, среди тонких стволов деревьев. Картина передает зрителю ощущение спокойствия, неотвратимости осени, усталости природы, и одновременно можно почувствовать радостную энергию. Очевидно, это ощущение связано с трагичностью полотна.

В произведении преобладает графическое нача­ло. Удивительно тонки и точны изображения де­ревьев. Кроны их полупрозрачны и словно бы сли­паются с облачным осенним небом. Изумительно выписана на полотне белая беседка. Легкие ее фор­мы словно сливаются с рисунком деревьев, подчер­кивая их изящество и оттеняя темный тон стволов.

Тонкие темные тени деревьев ложатся на землю, рождая паутинный узор. Они отчасти повторяют силуэты деревьев, но смотрятся более изгибисто и причудливо.

Интересна перспектива, с которой был написан данный пейзаж. Бродский изобразил объекты на полотне словно бы «снизу вверх». Так мог бы уви­деть осеннюю аллею ребенок, но не взрослый чело­век.

И сочетание такой оригинальной перспекти­вы с четкой графичностью изображения создают необычайно сильное эмоциональное воздействие на зрителя. Кажется, что с картины выплескива­ется в мир эмоциональное ощущение детства — ког­да мир прекрасен, немного загадочен.

Картина исполнена в реалистичной манере. Узнаваема осенняя аллея, фигуры прогуливающих­ся людей придают изображению близость к натуре. Работа художника производит неизгладимое впеча­тление на зрителя. Бродский сумел показать всю неоднозначность очарования осени. Это и светлая прозрачность холодного воздуха, и щемящая грусть по опадающим листьям, и проблески солнца сквозь облака.

Об этом произведении нельзя сказать, ра­достное оно или грустное. Наверное, при созерца­нии его в душе смешиваются оба чувства…




По картине И. Бродского «Летний сад осенью»