По картине И. Э. Грабаря «Мартовский снег»
Игорь Эммануилович Грабарь известен не только как художник, но и как историк искусства и критик. Творческий путь Грабаря был очень непростым и противоречивым. Для его творчества были характерны два живописных жанра — пейзаж и портрет. И одной из основных тем пейзажной живописи у Грабаря была тема русской зимы и снегов. Такая тема особенно привлекала его, что нашло отражение во многих произведениях.
Сам Игорь Эммануилович писал о том, что всегда стремился к «объективной правде в живописи»; ставил перед собой цель «передать натуру
В 1903-1908 годы были созданы основные ранние пейзажи художника. Особенно важным и значимым в его творчестве был 1904 год. Именно в этом году были созданы наиболее знаменитые картины, среди которых «Грачиные гнезда», «Февральская лазурь» и «Мартовский снег». На выставке «Союза русских художников» в 1904 году эти произведения привлекали внимания публики.
Картины Грабаря называли «едва ли не лучшими на выставке». Зрители отмечали, что очень редко бывает такая, «как у него передача натуры».
Пейзаж «Мартовский
Название картины появилось благодаря мартовскому снегу, фактура которого занимает почти половину живописной поверхности.
Для изображения мартовского снега художник использует плотные объемные мазки. На первом плане картины именно снег. Художник изображает снег на всем пространстве холста.
Фигура девушки с коромыслом как бы «разрывает» снежное поле. При изображении фигуры девушки художник использовал все цвета, использованные в картине. Фигура девушки кажется живой, в ней ощущается движение. Фигура девушки свидетельствует о силе, гибкости, пластичности. Мы не видим ее лица.
Но можно представить, что это настоящая русская красавица. Она высокая и стройная, ее походка неторопливая и величавая.
Девушка — единственный персонаж на картине. Но главным в произведении является все-таки не она, а именно снег. Не случайно картина названа «Мартовский снег». В данном случае снег становится символом уходящей зимы и приближающейся весны. Снег на картине удивителен.
Невозможно определить, какого цвета снег. На различных участках цвет снега различается. На переднем плане картины снег голубоватого оттенка. Там, где на снег падает тень деревьев, он ярко-голубого цвета.
Снег искрится, переливается. Он кажется удивительным, многоцветным. На заднем плане картины снег кажется однотонным, он не поражает взгляд обилием различных оттенков.
Автор изобразил светлый, солнечный день. Однако на картине не изображено небо, поэтому солнца мы не видим. Но присутствие солнечного цвета ощущается именно благодаря снегу.
Лучи мартовского солнца падают на снег, поэтому он приобретает такие интересные цвета и оттенки.
На снег падают тени от ветвей деревьев. Кажется, будто они дрожат и двигаются. Это создает совершенно особое ощущение движения, жизни. Особый ритм картины создает удивительное ощущение. Зрителям кажется, будто они находятся внутри нее.
И вот уже можно дотронуться рукой до этого удивительного снега, рыхлого и плотного. Его время прошло. Мартовское солнце светит все ярче и ярче.
Скоро снег уже весь растает, уступая время новому сезону.
И. Э. Грабарь вошел в историю русской живописи как поэт русской зимы. Даже по картине «Мартовский снег» мы можем обратить внимание, с какими эмоциями художник изображает последние дни зимы. Все вокруг сверкает и сияет. И в этом чувствуется радостное настроение весны. Последний снег тает, зима уже заканчивается.
Вся природа и люди вместе с ней радуются наступлению весны.
По картине И. Э. Грабаря «Мартовский снег»