По картине И. Е. Репина «Царевна Софья»
Для истории очень важно, чтобы ее дополняли не только архивными сведениями, но и образами, дающими возможность лучше ее понимать и представлять наглядно события тех далеких лет. И. Е. Репин, для того, чтобы изобразить такую фундаментальную фигуру далеких времен, использует все свое мастерство и умение ассоциировать некоторые события с человеком. Вот и эта картина, по-моему, выглядит не так правдиво и согласованно с самим образом царевны, как причисляет к контексту тех событий, что ее привели в застенки.
Если смотреть на картину и не знать
Художник изображает ее на переднем плане, слегка смещая влево, где горит свеча, этот прием позволяет лучше рассмотреть пленницу. Она находится в монастыре, ее держат здесь как преступницу. Но на лице и в позе не видно раскаяния. Напротив, кажется, что эта властная женщина возмущена, она
Отсюда и испуганный, тревожный вид у монашки, что стоит где-то на заднем платье. Там тень почти полностью поедает ее облаченную в темные одежды фигуру.
Все, что окружает Софью в этой тесной комнате, говорит о привычке жить в комфорте. Даже эти стесненные обстоятельства не разуверили некогда могущественную личность в собственной силе. Открытая на столе книга свидетельствует о желании бороться до конца, а не сдаться. Есть вещи, которые еще волнуют царевну, на них она и сосредоточена.
Ей дела нет, что за окном, от которого живописец сознательно ее отодвинул, висит повешенный стрелец. Он как укор, ведь из-за нее эта жертва, и будут другие.
Не скажу, что эта картина показалась мне любопытной, скорее страшной. Она развеивает любое желание ею любоваться и оставляет в душе подавленность и страх.
По картине И. Е. Репина «Царевна Софья»