По картине И. Е. Репина и И. К. Айвазовского «Пушкин у моря»
Не так уж часто случается, что одно произведение искусства создается сразу несколькими художниками. К числу таких шедевров относится картина «Пушкин у моря» иначе «Прощание Пушкина с Черным морем», созданная в соавторстве двумя выдающимися художниками — И. Е. Репиным и И. К. Айвазовским.
Илья Ефимович Репин, по его собственным словам, писал картины, сюжеты для которых брал «из животрепещущей жизни». Он — мастер драматических ситуаций, выразительных характеров.
Пожалуй, самая известная его работа — картина «Бурлаки
Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи. Вероятно, это во многом связано с впечатлениями детства, проведенного вблизи моря, в Феодосии, где жили родители будущего живописца. Также рисовал батальные сцены прямо на месте непосредственных боевых действий. Айвазовский написал несколько тысяч работ и достиг успеха, редкого даже для знаменитого художника — получил звание контр-адмирала.
Айвазовский был еще студентом Академии художеств, когда Пушкин обратил внимание на его пейзажи и
Эта встреча сыграла большую роль в творчестве Айвазовского, который впоследствии создал целый цикл картин, посвященных Пушкину.
На картине «Прощание Пушкина с Черным морем» пейзаж выполнен Айвазовским, а фигура Пушкина — Репиным. Репину и впоследствии довелось рисовать Пушкина. Картина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года» стала одной из известнейших работ Репина.
Совместная работа Айвазовского и Репина, безусловно, перекликается со стихотворением Пушкина «К морю»:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз.
Это стихотворение, написанное в 1824 г., стало завершающим произведением периода южной ссылки поэта. Строки это стихотворения появились еще в Одессе, но завершено оно было в Михайловском.
На картине Айвазовского и Репина Пушкин изображен на фоне сурового романтического пейзажа. Нагромождение скал — громадные глыбы словно небрежно свалены в бесформенную кучу рукой великана — а вокруг пенятся волны. Фигура Пушкина помещена почти в центр картины.
Поэт в черной одежде, которая контрастирует с фоном, выполненным в серых и белесых тонах. Левой рукой поэт опирается о скалу, в правой руке держит шляпу. Правая рука отведена в сторону — поэт словно бы жестом прощается с беспокойной стихией, что столь близка его душе.
За спиной Пушкина ветер треплет полы плаща, придавая им сходство с крыльями. Поэт вдохновенно смотрит вдаль — возможно, в его уме уже начали складываться строки стихотворения.
Сумрачность пейзажа словно вторит настроению поэта и в то же время подчеркивает его величие, что сродни величию вечной стихии. Небо и море выполнены в сходных красках, только оттенки пенящейся воды более холодные, голубоватые, а небо просвечивает розоватыми отблесками, сизые пятна предвещают непогоду.
Море возле скал, на которых стоит Пушкин, почти белое от пены; ближе к горизонту — темное, мрачное. Скалы — три глыбы в правом нижнем углу картины — серого цвета, их грани, трещины на них четко выписаны Айвазовским. Другой земли, кроме этих скал, на картине нет. Это создает ощущение, что поэт не принадлежит земле, а небо и море — стихии, подобные загадочной стихии творчества.
Стихии свободны, как и поэтический дух. Несомненно, поэт глубоко это чувствовал, поэтому расставание с морем и породило прекрасные, проникновенные стихи.
Картина написана в 1897 г., 60 лет прошло со смерти Пушкина, но искусство художников показывает его молодым и полным творческих замыслов, тем самым утверждая, что истинный талант — бессмертен.
В настоящее время картина находится в городе, названном в честь поэта, в Пушкинском музее.
По картине И. Е. Репина и И. К. Айвазовского «Пушкин у моря»