По картине И. Е. Репина и И. К. Айвазовского «Пушкин у моря»

Не так уж часто случается, что одно произведение искусства создается сразу несколькими художниками. К числу таких шедевров относится картина «Пушкин у моря» иначе «Прощание Пушкина с Черным мо­рем», созданная в соавторстве двумя выдающимися художниками — И. Е. Репиным и И. К. Айвазовским.

Илья Ефимович Репин, по его соб­ственным словам, писал картины, сюжеты для кото­рых брал «из животрепещущей жизни». Он — мастер драматических ситуаций, выразительных характеров.

Пожалуй, самая известная его работа — картина «Бурлаки

на Волге», ставшая своего рода символом непосильного труда, тяжкой доли русского народа.

Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи. Вероятно, это во многом связано с впечатлениями детства, прове­денного вблизи моря, в Феодосии, где жили родители будущего живописца. Также рисовал батальные сцены прямо на месте непосредственных боевых действий. Айвазовский написал несколько тысяч работ и достиг успеха, редкого даже для знаменитого художника — получил звание контр-адмирала.

Айвазовский был еще студентом Академии ху­дожеств, когда Пушкин обратил внимание на его пейзажи и

высоко отозвался о мастерстве молодого художника. Айвазовский был очень растроган по­хвалой великого поэта, перед талантом которого он преклонялся. В детстве Айвазовский мельком видел Пушкина, и образ поэта произвел на будущего ху­дожника большое впечатление. В 1836 г. состоялось знакомство молодого художника и уже известного на всю Россию поэта.

Эта встреча сыграла боль­шую роль в творчестве Айвазовского, который впо­следствии создал целый цикл картин, посвященных Пушкину.

На картине «Прощание Пушкина с Черным морем» пейзаж выполнен Айвазовским, а фигура Пушкина — Репиным. Репину и впоследствии довелось рисовать Пушкина. Картина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года» стала одной из известнейших работ Репина.

Совместная работа Айвазовского и Репина, без­условно, перекликается со стихотворением Пушкина «К морю»:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз.

Это стихотворение, написанное в 1824 г., стало завершающим произведением периода южной ссыл­ки поэта. Строки это стихотворения появились еще в Одессе, но завершено оно было в Михайловском.

На картине Айвазовского и Репина Пушкин изоб­ражен на фоне сурового романтического пейзажа. Нагромождение скал — громадные глыбы словно небрежно свалены в бесформенную кучу рукой ве­ликана — а вокруг пенятся волны. Фигура Пушкина помещена почти в центр картины.

Поэт в черной одежде, которая контрастирует с фоном, выполнен­ным в серых и белесых тонах. Левой рукой поэт опирается о скалу, в правой руке держит шляпу. Пра­вая рука отведена в сторону — поэт словно бы жестом прощается с беспокойной стихией, что столь близка его душе.

За спиной Пушкина ветер треплет полы плаща, придавая им сходство с крыльями. Поэт вдох­новенно смотрит вдаль — возможно, в его уме уже начали складываться строки стихотворения.

Сумрачность пейзажа словно вторит настроению поэта и в то же время подчеркивает его величие, что сродни величию вечной стихии. Небо и море выпол­нены в сходных красках, только оттенки пенящейся воды более холодные, голубоватые, а небо просвечива­ет розоватыми отблесками, сизые пятна предвещают непогоду.

Море возле скал, на которых стоит Пушкин, почти белое от пены; ближе к горизонту — темное, мрачное. Скалы — три глыбы в правом нижнем углу картины — серого цвета, их грани, трещины на них четко выпи­саны Айвазовским. Другой земли, кроме этих скал, на картине нет. Это создает ощущение, что поэт не принадлежит земле, а небо и море — стихии, подоб­ные загадочной стихии творчества.

Стихии свободны, как и поэтический дух. Несомненно, поэт глубоко это чувствовал, поэтому расставание с морем и породило прекрасные, проникновенные стихи.

Картина написана в 1897 г., 60 лет прошло со смер­ти Пушкина, но искусство художников показывает его молодым и полным творческих замыслов, тем самым утверждая, что истинный талант — бессмертен.

В настоящее время картина находится в городе, названном в честь поэта, в Пушкинском музее.




По картине И. Е. Репина и И. К. Айвазовского «Пушкин у моря»