По картине И. Е. Репина «Стрекоза. Портрет В. И. Репиной, дочери художника»
Илья Ефимович Репин родился на Украине, в небольшом городке Чугуеве в семье бывшего военнослужащего. Рано обнаружилась тяга мальчика к рисованию. Под руководством местных художников юноша достиг немалых успехов, его работа пользовалась спросом в родном городе.
В 1863 г. молодой человек приехал в Петербург, поступил в рисовальную школу, а затем и в Академию художеств.
Известность пришла к Репина в начале 1870-х гг. благодаря картине «Бурлаки на Волге». Зачастую картины Репина насыщены действием. На его полотнах нашли отражение значимые
Обращался художник и к исторической теме. Среди его работ немало портретов. Это и портреты знаменитых современников художника — Л. Н. Толстого, Н. И. Пирогова и др., и написанные «для себя» портреты членов семьи Репина.
Картина «Стрекоза» — один из наиболее известных портретов семейного «цикла». Эта картина была написана на даче под Петербургом. Художник изобразил свою дочь Веру Ильиничну Репину. Работа датирована 1884 г. — значит, мы видим портрет девочки в возрасте 12 лет.
Пока еще неизвестно,
Поселилась с отцом в его финском имении «Пенаты» в Куоккале, вела хозяйство, как множество других женщин ее круга.
Но все это будет потом. Пока же мы видим шаловливого ребенка, сидящего на высокой перекладине штакетника и непринужденно болтающего ногами в воздухе. Обеими руками девочка придерживается за перекладину.
Фоном служит ясное летнее небо, сливающееся с лугом. Художник наметил отдельные сухие травинки, но в делом земля и небо практически не разделены.
На девочке зеленовато-серое платье с длинными рукавами, все в небольших складочках. Подол юбки — до середины икр, дети не носили длинные платья до пола, как их мамы и старшие сестры. Поэтому видны светлые чулки, чуть спустившиеся складками, и черные башмаки на шнурках.
На голове у девочки шляпка в тон платью, завязанная ленточкой под подбородком.
В картине много солнечного света, его блики играют на лице и одежде девочки. Есть мнение, что эта картина значительно отличается по стилю от большинства произведений Репина. Особенности исполнения картины, ощущение случайно «схваченного», подсмотренного мгновения роднят ее с творчеством импрессионистов, которые как раз и стремились передавать на полотне настроение, изменчивость окружающего мира. На картине Репина запечатлен именно такой момент: девочка пока сидит, но вот-вот спрыгнет и убежит.
Поэтому, быть может, художник и назвал картину «Стрекоза» — ведь эти существа очень подвижны, они мгновенно перемещаются с места на место. Только села на цветок — и вот уже перенеслась на несколько шагов вперед, вот уже парит в воздухе… Возможно, что фон, в котором пейзаж практически отсутствует, узкая полоска луга сливается с небом, как раз и служит тому, чтобы создать, передать это ощущение парения в воздухе, легкости и беззаботности, присущим ранней юности.
По картине И. Е. Репина «Стрекоза. Портрет В. И. Репиной, дочери художника»