По картине И. Е. Репина «Стрекоза. Портрет В. И. Репиной, дочери художника»

Илья Ефимович Репин родился на Украине, в небольшом городке Чугуеве в семье бывшего военнослужа­щего. Рано обнаружилась тяга мальчика к рисованию. Под руководством местных художников юноша достиг немалых успехов, его работа пользовалась спросом в родном городе.

В 1863 г. молодой человек приехал в Петербург, поступил в рисовальную школу, а затем и в Академию художеств.

Известность пришла к Репина в начале 1870-х гг. благодаря картине «Бурлаки на Волге». Зачастую кар­тины Репина насыщены действием. На его полотнах нашли отражение значимые

события из жизни русской деревни, драматические эпизоды в судьбах русских революционеров.

Обращался художник и к истори­ческой теме. Среди его работ немало портретов. Это и портреты знаменитых современников художника — Л. Н. Толстого, Н. И. Пирогова и др., и написанные «для себя» портреты членов семьи Репина.

Картина «Стрекоза» — один из наиболее известных портретов семейного «цикла». Эта картина была напи­сана на даче под Петербургом. Художник изобразил свою дочь Веру Ильиничну Репину. Ра­бота датирована 1884 г. — значит, мы видим портрет девочки в возрасте 12 лет.

Пока еще неизвестно,

как сложится дальнейшая судьба этого ребенка. Впоследствии Вера Ильинична пыталась стать драматической актрисой. Она обла­дала способностями к пению, живописи. Некоторое время выступала в частных театрах, но затем остави­ла мечты о сценической карьере.

Поселилась с отцом в его финском имении «Пенаты» в Куоккале, вела хозяйство, как множество других женщин ее круга.

Но все это будет потом. Пока же мы видим шалов­ливого ребенка, сидящего на высокой перекладине штакетника и непринужденно болтающего ногами в воздухе. Обеими руками девочка придерживается за перекладину.

Фоном служит ясное летнее небо, сливающееся с лугом. Художник наметил отдельные сухие тра­винки, но в делом земля и небо практически не разделены.

На девочке зеленовато-серое платье с длинными рукавами, все в небольших складочках. Подол юбки — до середины икр, дети не носили длинные платья до пола, как их мамы и старшие сестры. Поэтому видны светлые чулки, чуть спустившиеся складками, и черные башмаки на шнурках.

На голове у девочки шляпка в тон платью, завязанная ленточкой под подбородком.

В картине много солнечного света, его блики игра­ют на лице и одежде девочки. Есть мнение, что эта картина значительно отличается по стилю от большин­ства произведений Репина. Особенности исполнения картины, ощущение случайно «схваченного», подсмот­ренного мгновения роднят ее с творчеством импрес­сионистов, которые как раз и стремились передавать на полотне настроение, изменчивость окружающего мира. На картине Репина запечатлен именно такой момент: девочка пока сидит, но вот-вот спрыгнет и убежит.

Поэтому, быть может, художник и назвал картину «Стрекоза» — ведь эти существа очень по­движны, они мгновенно перемещаются с места на место. Только села на цветок — и вот уже пере­неслась на несколько шагов вперед, вот уже парит в воздухе… Возможно, что фон, в котором пейзаж практически отсутствует, узкая полоска луга слива­ется с небом, как раз и служит тому, чтобы создать, передать это ощущение парения в воздухе, легкости и беззаботности, присущим ранней юности.




По картине И. Е. Репина «Стрекоза. Портрет В. И. Репиной, дочери художника»