По картине И. И. Фирсова «Юный живописец»
Иван Иванович Фирсов считается основоположником жанровой живописи в нашей стране и является одним из немногих представителей этого жанра в России того времени. Найдется еще несколько имен в немногочисленном списке сторонников жанровой живописи того периода, когда Академия художеств не признавала данный жанр, он был не популярен и не приветствовался в обществе. Тем ценнее становится работа, которая вопреки общепринятому мнению заявляет о себе и подтверждает право жанровой живописи на свое существование.
Картина «Юный живописец»
На картине И. И. Фирсова «Юный живописец» изображен мальчик, который пишет портрет девочки. Картина имеет бытовой жанр. Юный художник одет в зеленоватый камзол, на правом рукаве которого видна большая дыра.
Значит, мальчик не имеет достаточно средств и, возможно, созданием портретов зарабатывает деньги на свое обучение и жизнь. Волосы мальчика взъерошены, поза непринужденная. Весь его вид свидетельствует о том, что мальчик полностью поглощен своим занятием. Юный живописец настолько занят своей работой, что не замечает ничего вокруг.
Мальчик держит палитру
Около ног мальчика на деревянном полу стоит раскрытый ящик с красками, многие из которых непременно понадобятся юному живописцу для работы.
На большом мольберте юный художник старательно изображает девочку. Видно, что мальчик заканчивает картину. Наблюдается большое сходство юной непоседы со своим портретом. Мальчик точно подметил и изобразил черты ее лица, одежды, уловил игривое настроение. Это свидетельствует о таланте юного художника.
Возможно, его ждет блестящее будущее, и он станет знаменитым живописцем.
На скамейке сидит простодушная девочка. Она одета в длинное бледно-красное с персиковым отливом платье, из-под которого виднеется белая кофточка. Из-под юбки немного выглядывают черные туфельки, которые располагаются на маленькой скамейке, поставленной, вероятно, для того, чтобы девочке было удобнее позировать. Светлые волосы на голове маленькой особы покрыты красивым белым чепчиком с оборками. У юной непоседы озорные лукавые глаза.
Белоснежное лицо украшает румянец. На алых губах еле заметна улыбка. Видно, что девочке трудно позировать. В силу своего возраста она не может долго усидеть на одном месте.
Ей хочется двигаться и, конечно, посмотреть на работу юного мастера.
Рядом с девочкой стоит ее мама со строгим выражением лица и грозит ей пальцем, призывая терпеливо сидеть и не двигаться. Женщина одета в красное платье с длинным белым фартуком. Ее голова, покрытая красно-белым платком, опущена вниз, глаза внимательно следят за поведением непоседливой девочки.
Она нежно и бережно обнимает свою дочку.
В мастерской художника на мольберт падает солнечный свет. В этой скромной комнате многое свидетельствует о творческой обстановке: есть мраморный бюст, фигура человека, выполненная в технике «папье-маше», и несколько книг. На стене висят портреты в овальной и прямоугольной рамках. У окна находится темно-зеленый занавес.
Такое множество изображенных предметов придает реалистичность картине и позволяет узнать быт людей прошлых времен. В «Юном живописце» чувствуется атмосфера уюта и творчества. Благодаря ярким краскам, непринужденности обстановки и положения людей, картина стала реалистичной, поэтичной и выразительной.
Картина «Юный живописец» долго считалась работой неизвестного автора. Первоначально авторство приписывалось художнику А. Лосенко. Впоследствии специалисты обратили внимание, что вся одежда, в которую одеты изображенные на картине люди, и их внешний вид несвойственны русским национальным традициям.
Это явилось одной из причин для присвоения авторства неизвестной картины немецкому живописцу Д. Ходовецкому. Впоследствии выяснилось, что И. И. Фирсов в середине XVIII века жил и работал во Франции и, возможно, написал «Юного живописца» именно там. И лишь в 1913 году, благодаря И. Грабарю, была восстановлена историческая справедливость и доподлинно установлено, что данная картина принадлежит кисти И. И. Фирсова. «Юный живописец» занял достойное место среди замечательных произведений русской живописи.
По картине И. И. Фирсова «Юный живописец»