По картине И. И. Левитана «Одуванчики»

Исаак Ильич Левитан родился в не­большом литовском городке Кибартай в семье мелкого служащего. В начале 1870-х. гг. семья перебралась в Москву. Способности к рисованию у Исаака Ильи­ча проявились рано, в 13-летнем возрасте он уже поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Учился хорошо, его дарование отмечали такие вы­дающиеся русские художники, как А. К. Саврасов и В. Д. Поленов.

Между тем семью преследовали несчастья. Снача­ла умерла мать, затем тяжело заболел отец и вскоре последовал за женой. Осиротевшие дети — а их в се­мье было

четверо — узнали острую нужду.

Со временем к Левитану пришло признание, его материальное положение существенно улучшилось. Уже будучи известным художником, он преподавал в том самом Училище живописи, ваяния и зодчества, где некогда учился сам. Его работы экспонировались на выставках, которые организовывались в России содружеством передвижников, и даже за границей.

Но годы нищеты не прошли даром. Здоровье ху­дожника было сильно подорвано. Однако за свою короткую жизнь он успел создать множество картин.

Основное место в творчестве Левитана занимают пейзажи. Художник рисовал русскую природу, можно

Сказать,

открыл ее красоту для своих современников. До него бытовало мнение, что в России нет выра­зительной природы, которую стоило бы запечатлеть на полотне. Русские пейзажисты подражали своим французским и итальянским коллегам, изображая эффектные ландшафты. Левитан не принял такого подхода, да ему и не требовались внешние эффекты — он умел показать выразительность самого типичного среднерусского пейзажа.

Неприметные и непритяза­тельные уголки на его картинах изображены так, что воспринимаются как нечто близкое и родное.

Но Левитан не ограничивался лишь одними пейза­жами. Среди его работ есть и портреты, и натюрморты. Натюрморт — это картина, на которой изображены плоды, цветы, посуда и т. п.

«Одуванчики» — один из ранних и наиболее из­вестных натюрмортов Левитана. В период написания этой картины художник жил в небольшом провин­циальном городке Плес, расположенном на берегу Волги.

Сюжет картины крайне прост. На серо-коричневом фоне. изображен простой глиняный кувшин с букетом из одуванчиков. В букете присутствуют цветы на раз­ных «стадиях»: бутоны, расцветшие желтые головки и серебристые шары отцветших цветов, превратив­шихся в семена-пушинки.

В этой картине часто пытаются найти скрытый смысл, некую глубинную идею, зашифрованную ху­дожником во внешней незатейливости этого натюр­морта. Есть мнение, что таким образом Левитан стре­мился передать ощущение мимолетности земного бы­тия, краткости человеческой жизни. Высказывается предположение, что бутоны символизируют детство и юность человека, распустившиеся желтые цветки — зрелость, а белые — старость и надежду на то, что жизнь продолжается где-то за пределами земного кру­га.

Ведь семена когда-нибудь подхватил ветер, а затем они снова упадут на землю и прорастут, и расцветут новые цветы…

Но, возможно, все гораздо проще. Художник про­сто прогуливался на природе, увидел цветы, чем — то похожие на маленькие солнышки, нарвал букет и потом нарисовал его, чтобы мимолетная красота силой искусства сохранилась на века. Просто хотел показать другим незатейливую, трогательную красоту всем знакомого, привычного цветка, на который мало кто обращает внимание.

Фон картины — однообразный, даже несколько мрачноватый. Нет четкой границы между поверхно­стью, на которой стоит кувшин, и стеной, они слива­ются, и это сделано не случайно. Главное в картине — сами цветы.

На таком фоне они особенно выделяются, словно напоминают о солнце, о зеленых лужайках с вкраплениями золотых — распустившихся — и се­ребряных — отцветших — головок.

Не случайна и простота композиции, Ведь ху­дожник стремился передать одухотворенность приро­ды, которая всем привычна, и композиция картины должна способствовать ощущению естественности и безмятежности.




По картине И. И. Левитана «Одуванчики»