По картине И. С. Остроухова «Первая зелень»
Илья Семенович Остроухов родился в Москве в купеческой семье. Родители не предполагали, что увлечение живописью сыграет заметную роль в жизни их сына. Илья Семенович получил образование в Московской практической академии коммерческих наук. Однако интерес к живописи не угас, и молодой человек стал брать частные уроки у И. Е. Репина и других видных художников.
Отсутствие официального художественного образования не стало впоследствии препятствием для присвоения Остроухову звания академика петербургской Академии художеств.
Как
Илья Семенович не только рисовал сам. Превосходно разбираясь в живописи, он с увлечением коллекционировал картины и иконы. Впрочем, в те времена коллекционирование произведений искусства было довольно распространенным хобби многих состоятельных людей.
Но Остроухов не просто собирал картины для себя. Он был одним из руководителей знаменитой Третьяковской галереи, с основателем которой, П. М. Третьяковым, он дружил.
И собственная коллекция
В настоящее время значительная часть коллекции икон Остроухова находится в Третьяковской галерее.
В доме художника и коллекционера Остроухова сейчас располагается музей «Русская литература XX века». Здесь проводятся выставки по истории литературы и выставки художников, творчество которых связано с литературой.
Основное место в творчестве И. С. Остроухова занимают пейзажи. Пейзаж — это картина, на которой изображены виды природы. Остроухов, который немалую часть жизни провел в Москве, изображал виды средней полосы России, в том числе родного Подмосковья.
На картине «Первая зелень», одном из самых известных пейзажей Остроухова, как раз запечатлен типичный подмосковный ландшафт, неброский и в то же время сразу притягивающий взгляд. Этот пейзаж сейчас хранится в Третьяковской галерее.
Как явствует уже из названия картины — «Первая зелень» — мы видим весенний пейзаж. Это не ранняя весна, когда земля еще покрыта снегом — судя по развернувшейся листве и буйной траве, это, скорее всего, начало мая, когда уже и лето не за горами. Это время «зеленого дыма», как его иногда называют в народе.
Земля и вода — вот две главенствующие стихии на картине. Неба почти не видно — лишь небольшой кусочек в верхнем правом углу картины. Основную часть полотна занимает изображение одевшейся в зелень земли, хотя и вода тоже занимает немало места.
Водоем — по-видимому, речка — пересекает лесистую местность. На зеркальной поверхности водоема отражаются деревья, растущие у самого берега. На картине изображение речки начинается в нижнем левом углу и почти сливается с поросшим лесом дальним берегом ближе к горизонту.
Речку обступают берега, у воды пологие, дальше чуть всхолмленные. Земля еще не везде покрыта зеленью, и не все деревья зазеленели: пока еще видны черные проплешины влажной почвы, за рекой виднеются голые стволы деревьев. А на ветвях деревьев видны гнезда — напоминание о птицах, которые прилетели и вот-вот вернутся из теплых краев.
Все же чувствуется, что весна медленно, но верно вступает в свои права. Не только сосны и ели щеголяют своей вечной зеленью — на молодых березках распускаются листочки, трава потихоньку разворачивается зеленым ковром. Над речкой и дальней полосой леса клубится легкий туман, что придает пейзажу особое ощущение некоего волшебства, которое, хоть и повторяется из года в год, все же по-прежнему остается чудом.
По картине И. С. Остроухова «Первая зелень»