По картине И. С. Остроухова «Сиверко»
Картина «Сиверко» принадлежит кисти русского художника-пейзажиста конца XIX — начала XX века И. С. Остроухова, который занимает особенное место в историю русского искусства. Его имя связано не только с живописью, но и с открытием частного музея, коллекционированием икон, преподаванием в Академии художеств. Работы живописца, вопреки холодной Оценки современных критиков, высоко ценил П. М. Третьяков и приобретал его полотна для своей коллекции.
Самой высокой оценки собирателя русского искусства удостоился пейзаж «Сиверко», который
На картине И. С. Остроухова «Сиверко» перед нами предстает живописный изгиб реки, каких на нашей прекрасной русской земле великое множество. Вливаясь на переднем плане, река величественно устремляется вдаль. Когда-то зеркало реки было неподвижно, в ней отражался голубой небосвод и яркое солнце, но потом стал дуть сиверко — северный ветер. Речную гладь сменила рябь, которая змейками побежала вдоль берега. Светлая прозрачная вода приобрела темные оттенки:
Между берегами, посередине реки, виднеется небольшая песчаная отмель, покрытая темно-зеленой травой. Над рекой низко парят две чайки. Их образ не оставлял равнодушными многих поэтов. К. Бальмонт писал:
«Чайка, серая чайка с печальными криками носится
Над холодной пучиной морской.
И откуда примчалась? Зачем? Почему ее жалобы
Так полны безграничной тоской?»
Река заключена между двумя берегами: левый — песчаный пологий, правый — крутой обрыв, по желто-коричневым склонам которого растет трава. Ее темно-зеленые кустики покрывают почти весь передний план картины, создавая изумрудно-желтый ковер с редкими узорами из белых цветов. Северный ветер — сиверко — особенно чувствуются в этой части картины.
Заросли прибрежной травы покорно склоняются под его неприветливыми холодными порывами.
Правый берег реки, протянувшийся через всю картину, живописно обрамляет зелено-черная полоска земли. Зеленеющие луга с белыми цветами доходят до темной полосы леса, который величественно простирается вдоль всего горизонта. Могучие деревья растут друг к другу очень близко, образуя черную непроходимую стену.
Величественный и строгий лес напоминает стражу, стоящую на защите границ государства.
Серые кучевые облака с темными краями низко плывут по всему небу. Только справа видны два небольших светло-голубых участка небосвода, напоминая о былой безмятежной солнечной погоде. Теперь пасмурно.
Чувствуется, что под резкими порывами сиверко торопливо сменяются небесные картинки, образующиеся из больших облаков, стремительно уплывающих вдаль.
Картина И. С. Остроухова «Сиверко» вызывает смешанные чувства: с одной стороны — тревога, ожидание перемен, состояние поиска, которые появляются за счет темных тонов и мрачности. С. Есенин писал:
«Седины пасмурного дня Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня Волнует непреодолимо… «
С другой стороны, возникает чувство восхищения — нельзя не любоваться бескрайними просторами истинно русской природы: ее могуществом, широтой, силой и суровостью.
Различные критики на протяжении многих лет и поколений приходили к одной и той же оценке творчества И. С. Остроухова: «Сиверко» является его лучшей работой — уникальной, глубокой и неповторимой. И. Е. Репин высказывался о картине так: «Сиверко» — какая превосходнейшая вещь! Как это взято художником, как нарисовано! Да это чудесный талантливый художник!». «В этой вещи есть замечательная серьезность, есть какая-то значительность, не дающая картине стариться и сохраняющая ей бодрость живописи, ясность мысли и свежесть чувства», — так отзывался о полотне художника И. Грабарь. Действительно, создается впечатление, что «Сиверко» И. С. Остроухова существует вне времени.
Эта картина пробуждала чувства современников живописца, производит неизгладимое впечатление сейчас на нас и, несомненно, не оставит равнодушными и наших потомков.
По картине И. С. Остроухова «Сиверко»