По картине И. Шевандровой «На террасе»

Каждый человек сквозь призму повседневности может увидеть что-то таинственное, загадочное, непостижимое. Особенно стремимся мы к этому в юном возрасте. Увы, взрослея, мы теряем эту способность, как бы отказываемся от мечтательно­сти. Наше воображение уже не столь яркое. Суро­вые реалии обыденной жизни нам привычнее и дороже полета фантазии.

А как прекрасен полет мечты, свойственной детству и юности! Сколь бога­тым и развитым может быть воображение ребенка или подростка, как удивительны бывают его впе­чатления. И незаменимыми помощниками

оказы­ваются книги.

Композиция картины И. Шевандровой «На тер­расе» очень проста. Мы видим читающего на террасе юношу. Но на этом кажущаяся простота заканчи­вается. Картина создана таким образом, что окно террасы представляется окном в другой мир. Неслу­чайно растения, которые видны через окно террасы кажутся не обычными, а экзотическими.

Ветви и листья напоминают тропические растения. Юно­ша увлеченно читает книгу. О чем она — мы не зна­ем. Остается только додумывать самим. Но какое чтение кажется интереснее всего в детстве и юности?

Конечно, приключения. А если так, тогда тропиче­ские растения,

которые видно через окно, получают совершенно иное значение. Юноша благодаря чте­нию словно переносится из обычной, хорошо знако­мой и привычной террасы в мир загадочных и захва­тывающих приключений. На память приходят изысканные и удивительно красивые стихотворные строки Николая Гумилева о том, что

…далеко, далеко на озере Чад Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь во влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Эти романтические строки пришли на память под влиянием картины. Фантастические сюжеты, навеянные стихами Гумилева, вполне созвучны юношескому восприятию жизни. Поэт находит удивительные эпитеты и метафоры, что вызывает у читателей искреннее восхищение его строками.

В детстве и юности мы верим, что жизнь — это не череда похожих друг на друга дней, мы ждем что-то возвышенное и прекрасное. Без этого жизнь теряет свою остроту, превращается в томительное и скучное существование.

Именно поэтому в юности мы так любим читать. Чтение позволяет нам возвыситься над повседнев­ностью, заглянуть за рамки обыденности. Фрэнси­су Бэкону принадлежат слова: «Книги — это кора­бли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поко­ления к поколению».

Невозможно не восхититься точностью его формулировки. На самом деле, ка­ждое поколение находит в книгах что-то новое, по­нятное и притягательное именно для себя.

Юноша, изображенный на картине И. Шеван­дровой на первый взгляд ничем не примечателен. Это обыкновенный молодой человек. Мы не знаем о нем ровным счетом ничего, кроме его интереса к книге. Человек, читающий с таким интересом, безусловно, не может не вызывать симпатию.

Увы, но в повседневной жизни так мало ярких впечат­лений… Поэтому такое значение имеет чтение, позволяющее переместиться в загадочный мир, созданный по велению писателя. Читатель прони­кает в этот мир, ощущая его полноту и наслажда­ясь новыми впечатлениями. «Искусство читать — это искусство мыслить с некоторой помощью дру­гого», — говорил Эмиль Фаге. Возможно, юноша читает стихи. Это говорит о его тонкой душевной организации, о его мечтательности и хорошем вку­се. «Поэзия это не «лучшие слова в лучшем поря­дке», это — высшая форма существования языка», утверждал Иосиф Бродский.

Впрочем, для нас не­важно, что читает молодой человек. Мы можем до­думываться сами о его литературных пристрасти­ях, а также о его жизни. На самом деле его жизненные обстоятельства для нас неважны.

Дос­таточно самого первого — поверхностного и в то же время самого верного впечатления.

Поражает буйство красок за окном террасы. Мы не знаем, лето или весну изобразила художница. Но тем не менее можно сказать однозначно, что ат­мосфера свежей зелени, ясного солнечного утра, действует на зрителя позитивно.

На картине нет ничего искусственного и фальшивого. Сама терра­са сделана из дерева. Растения за окном растут в полном беспорядке, как это присуще живой при­роде. Внешний вид юноши также далек от нарочи­той изысканности. Молодой человек выглядит не­принужденным и свободным.

Его одежда проста и безыскусна, что как нельзя лучше соответствует общему замыслу картины.

Мне очень понравилась картина И. Шевандро­вой «На террасе». Она вызвала у меня самые поло­жительные ассоциации. На эту картину хочется смотреть пасмурным осенним или холодным зи­мним днем, чтобы вызвать в памяти (красочные цвета теплого времени года. Видно, с каким удо­вольствием проводит время молодой человек на тер­расе с книгой в руках. Никакие проблемы, неуряди­цы и неприятности его не беспокоят.

Ведь есть возможность отдохнуть от всего ненужного, непри­ятного, наносного, взяв книгу в руки и погрузив­шись в таинственный, но столь притягательный мир. Яркость впечатлений от прочитанного гармо­нично сочетается с яркостью окружающего мира. Жизнь в таком случае кажется особенно прекрас­ной, наполненной удивительным смыслом.

Глядя на картину И. Шевандровой, хочется оказаться на природе, насладиться ее красотой. То есть благода­ря созерцанию картины возникает особое настроение. Повседневные дела уже не кажутся столь неотложными и важными. Позитивный настрой по­зволяет иначе взглянуть на реалии окружающей действительности.

И в этом несомненная заслуга художницы, создавшей на полотне такой простой и одновременно удивительный сюжет.




По картине И. Шевандровой «На террасе»