По картине К. А. Савицкого «Отец»
«Что ни говори, а следует показать иностранцам жизненность и значение России, искусство же будет лучшим выражением этой интеллектуальной силы…» — так говорил замечательный художник и график-иллюстратор Константин Аполлонович Савицкий. Константин Аполлонович родился 6 июня 1845 года в Таганроге. Его отец был военным врачом, служившим в городской гимназии. Страсть к живописи у юного Савицкого проявилась рано.
В гимназии, куда Костя поступил в десять лет, его любимым предметом был урок рисования. В дальнейшем художественное
Среди работ, изображающих яркие стороны
В 1902 году Константин Аполлонович передал это полотно в дар Таганрогскому краеведческому музею со словами: «Глубоко и твердо залегло в душе моей все то, что окружало меня и при чем слагался мой первоначальный мир. Многие и долгие годы протекли с тех пор, как еще ребенком расстался я с родиной, но это не разъединило меня с ней, а напротив, чем дальше я от этих светлых и теплых воспоминаний, — тем сильнее бьется сердце по родине. Блеснет ли в жизни моей луч счастья и радости, нахмурится ли чело от скорби и горя, — всегда город Таганрог, Азовское море, родная моему сердцу Франковка согревают и поддерживают меня, картины родины вдохновляют мое художественное творчество…».
То, что написано на картине, не может никого оставить равнодушным. У полотна есть и другое название — «С больным ребенком перед чудотворною иконой». На первом плане картины мы видим мужчину в церкви с младенцем на руках. Судя по одеянию мужчины, он — простой рабочий, возможно, ремесленник.
Его ребенок мирно спит, он закутан в пестрое лоскутное одеяльце, что еще раз подтверждает, что эти люди бедны. Малыш болеет и отец пришел в церковь, чтобы помолиться перед чудотворной иконой и попросить выздоровления своему чаду. Мужчина измучен, его лицо осунулось, а глаза пристально и просительно всматриваются в икону. Похоже, это последняя надежда мастерового, и он цепляется за нее изо всех сил.
Драматичность и трагичность усиливаются за счет цветовой гаммы картины. Художник использовал глубокие насыщенные цвета. На заднем плане золотом блестят оклады икон, горят свечи и лампады, сквозь небольшое окно пробивается свет. Контрастно выделяется лицо отца, поскольку его эмоции, его чувства, его душевные терзания — это самое важное в картине.
Любой, увидевший это произведение, испытает сострадание и желание помочь бедной семье. Полотно оставляет неизгладимое впечатление. Кроме живописи Константин Аполлонович занимался также иллюстрированием книжных изданий, создавал литографии и офорты.
Савицкий более двадцати лет занимался педагогической деятельностью, сперва преподавал в училище имени Штиглица в Санкт-Петербурге, затем в Московском училище живописи, и позднее в Пензенском рисовальном училище. Его именем названы Пензенская областная картинная галерея и Пензенское художественное училище, директором которых он был. В 1897 году Савицкому было присвоено звание академика живописи. У Константина Аполлоновича было много одаренных учеников, среди них был и его сын Георгий, впоследствии ставший известным мастером и лауреатом Государственной премии.
Константин Аполлонович Савицкий умер 31 января 1905 года в Пензе.
По картине К. А. Савицкого «Отец»