По картине К. А. Савицкого «Отец»

«Что ни говори, а следует показать иностран­цам жизненность и значение России, искусство же будет лучшим выражением этой интеллектуальной силы…» — так говорил замечательный художник и график-иллюстратор Константин Аполлонович Са­вицкий. Константин Аполлонович родился 6 июня 1845 го­да в Таганроге. Его отец был военным врачом, слу­жившим в городской гимназии. Страсть к живописи у юного Савицкого проявилась рано.

В гимназии, куда Костя поступил в десять лет, его любимым предметом был урок рисования. В дальнейшем художественное

образование Константин Аполлонович получил в Ака­демии художеств в Санкт-Петербурге, где проучился девять лет, а после этого совершенствовал свое ма­стерство в Париже в течение двух лет. Обучаясь в Академии, Савицкий рисовал картины по библейской и античной тематике, соответствующие требованиям того времени. За свою картину «Каин и Авель» Савицкий получил золотую медаль. Впоследствии, главной темой творчества Констан­тина Аполлоновича стала русская действительность, простые бытовые сцены из повседневной жизни рус­ского народа, преимущественно тема крестьянства.

Среди работ, изображающих яркие стороны

народ­ной жизни, жизни рабочего класса следует отметить: «Ремонтные работы на железной дороге», «Встреча иконы», «На войну», «Погорельцы», «Темные люди», «Пастух», «Крючник», «Спор на меже» и многие дру­гие. С 1878 года Константин Аполлонович был ак­тивным деятелем «Товарищества передвижных худо­жественных выставок», поэтому тема народничества была ему близка как никому другому. Вероятнее всего из-за того, что Савицкий с необычайным вниманием и чуткостью изображал жизнь крестьян, его назвали «Некрасовым в живописи». Очень трогательной и драматичной является кар­тина Савицкого «Отец», написанная в 1896 году и находящаяся сейчас в Таганрогском художествен­ном музее.

В 1902 году Константин Аполлонович передал это полотно в дар Таганрогскому краеведче­скому музею со словами: «Глубоко и твердо залегло в душе моей все то, что окружало меня и при чем слагался мой первоначальный мир. Многие и долгие годы протекли с тех пор, как еще ребенком расстал­ся я с родиной, но это не разъединило меня с ней, а напротив, чем дальше я от этих светлых и теплых воспоминаний, — тем сильнее бьется сердце по ро­дине. Блеснет ли в жизни моей луч счастья и радости, нахмурится ли чело от скорби и горя, — всегда го­род Таганрог, Азовское море, родная моему сердцу Франковка согревают и поддерживают меня, картины родины вдохновляют мое художественное творчество…».

То, что написано на картине, не может никого оставить равнодушным. У полотна есть и другое на­звание — «С больным ребенком перед чудотворною иконой». На первом плане картины мы видим мужчи­ну в церкви с младенцем на руках. Судя по одеянию мужчины, он — простой рабочий, возможно, ремес­ленник.

Его ребенок мирно спит, он закутан в пестрое лоскутное одеяльце, что еще раз подтверждает, что эти люди бедны. Малыш болеет и отец пришел в цер­ковь, чтобы помолиться перед чудотворной иконой и попросить выздоровления своему чаду. Мужчина измучен, его лицо осунулось, а глаза пристально и просительно всматриваются в икону. Похоже, это последняя надежда мастерового, и он цепляется за нее изо всех сил.

Драматичность и трагичность усиливаются за счет цветовой гаммы картины. Художник использовал глу­бокие насыщенные цвета. На заднем плане золотом блестят оклады икон, горят свечи и лампады, сквозь небольшое окно пробивается свет. Контрастно выде­ляется лицо отца, поскольку его эмоции, его чувства, его душевные терзания — это самое важное в кар­тине.

Любой, увидевший это произведение, испытает сострадание и желание помочь бедной семье. Полотно оставляет неизгладимое впечатление. Кроме живописи Константин Аполлонович зани­мался также иллюстрированием книжных изданий, создавал литографии и офорты.

Савицкий более двадцати лет занимался педаго­гической деятельностью, сперва преподавал в учи­лище имени Штиглица в Санкт-Петербурге, затем в Московском училище живописи, и позднее в Пен­зенском рисовальном училище. Его именем названы Пензенская областная картинная галерея и Пензен­ское художественное училище, директором которых он был. В 1897 году Савицкому было присвоено звание академика живописи. У Константина Аполлонови­ча было много одаренных учеников, среди них был и его сын Георгий, впоследствии ставший известным мастером и лауреатом Государственной премии.

Константин Аполлонович Савицкий умер 31 янва­ря 1905 года в Пензе.




По картине К. А. Савицкого «Отец»