По картине К. Юона «Конец зимы. Полдень»
Константин Федорович Юон — яркий российский художник, замечательный мастер пейзажа. В творчестве Юона прослеживаются черты символизма и модерна, характерных для России начала — середины XX столетия. Но при этом гораздо более характерны для художника четкие натурные пейзажи, отличающиеся реалистичностью изображения природы.
Для творчества Константина Юона свойственны сюжеты, связанные с типическими чертами национального ландшафта, древностями.
Творческий успех к Юону пришел достаточно рано. Картины его были замечены
Именно пейзажи Юона отличаются неповторимой красотой, удивительным мастерством. В работах художника отразился ряд принципов французских импрессионистов, но принципы эти легли на русскую, национальную почву. Юон любил декоративность и красочность русской старины, что можно заметить в его работах.
С огромным удовольствием мастер изображал радость и красоту
Картина, о которой пойдет речь в данной работе, называется «Конец зимы. Полдень». Она относится к поздним произведениям Юона.
Написано эта картина в 1929 г. в деревне Лигачево под Москвой, где у художника был дом.
На картине изображена деревня, сельская местность. На первый взгляд кажется, что время года, написанное художником, — зима, но потом появляется ощущение близости весны. Зима еще в силе, но уже подходят последние ее дни.
Об этом свидетельствуют различные детали, тонко подмеченные художником.
Снег, покрывающий двор, рыхлый и ноздреватый, снежный наст испещрен тенями и кажется влажным. На поленнице дров уже нет снега — очевидно, он стаял под солнечным теплом. На скатах крыш снег все еще лежит, но уже стаивает.
Куры ходят по заснеженному двору, пытаясь добыть что-то из-под снежного наста. Вдалеке темнеет лес, окутанный теплой, почти весенней дымкой.
Картина проста по композиции. Центральное место на ней занимает, как ни странно, снег — именно к нему приковано внимание зрителей. И снег, влажный, подтаявший, испещренный лиловатыми тенями деревьев, свидетельствует о приближении весны.
На картине можно увидеть деревянный одноэтажный дом с двускатной крышей, припорошенной уже стаивающим снегом. Тонкими белыми штрихами поднимаются к небу березы. От них на снег падают длинные ровные тени. Поодаль стоят высокие стройные ели, а на заднем плане картины чернеет лес. По снегу разгуливают куры и яркий, длиннохвостый петух.
Птицы, ищут что-то под снегом. На полотне видны фигуры лыжников, направляющихся в лес. Снег еще не растаял совсем, и люди пользуются последней возможностью сходить на лыжах.
Полотно написано в характерной для Юона манере. Картина эта четкая по композиции, цвета плотны и насыщены, но при этом они каким-то образом остаются прозрачными. Изображение насыщено солнечным светом. Небо ясное и прозрачное, контрастирует своей почти весенней голубизной с темным лесом. Длинные тени, лежащие на снегу, позволяют предположить, что на картине изображена первая половина дня.
И даже если бы это не было отражено в названии полотна, зритель мог бы догадаться, какое время суток стремился изобразить художник. Полуденное солнце растапливает своими лучами снег. И хотя зима еще не завершилась, но остро ощущается ожидание весны.
Словно ароматом весенним повеяло на морозной заснеженной природе.
От картины исходит устойчивое ощущение обжитости земли. Чувствуется, что художник любил деревню, знал ее. В своей работе он с удивительной зоркостью отмечает приметы близящейся весны, человеческой деятельности.
И в заключение хотелось бы остановиться на выборе эпиграфа к данной работе. В строчках стихотворения И. Северянина, взятых в качестве эпиграфа, речь идет о весне, а вовсе не о зиме. Но весна поэта заснеженная, испытывающая на себе влияние недавней зимы. В картине же Юона мы видим обратное: зиму, в которой уже ощущается влияние весны.
Именно это чувство переходности сезонов и времен стало причиной выбора такого эпиграфа к сочинению.
По картине К. Юона «Конец зимы. Полдень»