По картине К. Юона «Конец зимы. Полдень»

Константин Федорович Юон — яркий российский художник, замечательный мас­тер пейзажа. В творчестве Юона прослеживаются черты символизма и модерна, характерных для России начала — середины XX столетия. Но при этом гораздо более характерны для художника чет­кие натурные пейзажи, отличающиеся реалисти­чностью изображения природы.

Для творчества Константина Юона свойственны сюжеты, связан­ные с типическими чертами национального лан­дшафта, древностями.

Творческий успех к Юону пришел достаточно рано. Картины его были замечены

еще на учениче­ских выставках художника. Художник оставил множество работ различных направлений. Он ра­ботал в живописи, графике, был театральным ху­дожником. Юон писал портреты, тематические картины, но истинным призванием его стала пей­зажная живопись.

Именно пейзажи Юона отли­чаются неповторимой красотой, удивительным мастерством. В работах художника отразился ряд принципов французских импрессионистов, но принципы эти легли на русскую, национальную почву. Юон любил декоративность и красочность русской старины, что можно заметить в его рабо­тах.

С огромным удовольствием мастер изображал радость и красоту

в жизни и природе, солнце и снег, яркие народные одежды.

Картина, о которой пойдет речь в данной рабо­те, называется «Конец зимы. Полдень». Она отно­сится к поздним произведениям Юона.

Написано эта картина в 1929 г. в деревне Лигачево под Мос­квой, где у художника был дом.

На картине изображена деревня, сельская мест­ность. На первый взгляд кажется, что время года, написанное художником, — зима, но потом появ­ляется ощущение близости весны. Зима еще в силе, но уже подходят последние ее дни.

Об этом свиде­тельствуют различные детали, тонко подмеченные художником.

Снег, покрывающий двор, рыхлый и ноздрева­тый, снежный наст испещрен тенями и кажется вла­жным. На поленнице дров уже нет снега — очеви­дно, он стаял под солнечным теплом. На скатах крыш снег все еще лежит, но уже стаивает.

Куры хо­дят по заснеженному двору, пытаясь добыть что-то из-под снежного наста. Вдалеке темнеет лес, окутан­ный теплой, почти весенней дымкой.

Картина проста по композиции. Центральное место на ней занимает, как ни странно, снег — именно к нему приковано внимание зрителей. И снег, влажный, подтаявший, испещренный лиловатыми тенями деревьев, свидетельствует о при­ближении весны.

На картине можно увидеть дере­вянный одноэтажный дом с двускатной крышей, припорошенной уже стаивающим снегом. Тонки­ми белыми штрихами поднимаются к небу березы. От них на снег падают длинные ровные тени. Поодаль стоят высокие стройные ели, а на заднем плане картины чернеет лес. По снегу разгуливают куры и яркий, длиннохвостый петух.

Птицы, ищут что-то под снегом. На полотне видны фигуры лыж­ников, направляющихся в лес. Снег еще не раста­ял совсем, и люди пользуются последней возмож­ностью сходить на лыжах.

Полотно написано в характерной для Юона мане­ре. Картина эта четкая по композиции, цвета пло­тны и насыщены, но при этом они каким-то образом остаются прозрачными. Изображение насыщено сол­нечным светом. Небо ясное и прозрачное, контрас­тирует своей почти весенней голубизной с темным лесом. Длинные тени, лежащие на снегу, позволяют предположить, что на картине изображена первая половина дня.

И даже если бы это не было отражено в названии полотна, зритель мог бы догадаться, ка­кое время суток стремился изобразить художник. Полуденное солнце растапливает своими лучами снег. И хотя зима еще не завершилась, но остро ощу­щается ожидание весны.

Словно ароматом весенним повеяло на морозной заснеженной природе.

От картины исходит устойчивое ощущение обжитости земли. Чувствуется, что художник любил деревню, знал ее. В своей работе он с удивительной зоркостью отмечает приметы близящейся весны, человеческой деятельности.

И в заключение хотелось бы остановиться на выборе эпиграфа к данной работе. В строчках сти­хотворения И. Северянина, взятых в качестве эпи­графа, речь идет о весне, а вовсе не о зиме. Но весна поэта заснеженная, испытывающая на себе вли­яние недавней зимы. В картине же Юона мы ви­дим обратное: зиму, в которой уже ощущается влияние весны.

Именно это чувство переходности сезонов и времен стало причиной выбора такого эпиграфа к сочинению.




По картине К. Юона «Конец зимы. Полдень»