По картине Левитана: «ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР»

В творчестве И. И. Левитана представлен осо­бый жанр живописи, так называемый «пейзаж настроения». Передовая литература и искусство конца XIX — начала XX столетия доказывали неистребимую потребность человека в прекрасном, раскрывая ее, в частности, в человеческой спо­собности наслаждаться природой.

«Пейзаж настроения» ставил своей задачей как бы очеловечивание природы, выражение челове­ческих чувств через состояние природы. Пейзаж, картина отражала переживания человека, его едва ощутимые душевные движения. Природа печали­лась,

грустила, негодовала и возмущалась или ра­довалась и ликовала вместе с человеком.

Пейзаж Левитана под лирическим названием «Летний вечер» своим тревожным колоритом выражает не только обеспокоенность автора ни­щетой, царящей в деревне, но и надежды на пе­ремены к лучшему. Пейзаж волнует, лишает по­коя — так и должно действовать на чувства чело­века истинное искусство.

Но вот неожиданный поворот: картина была неодобрительно встречена критиками. Напри­мер, в «Московском листке» было опубликовано возражение одного из критиков против ее приоб­ретения в галерею Третьяковых. Он писал: «Прежде

всего, мне очень нравится этот только еще начинающийся летний вечер, я чувствую его, я хочу насладиться им.

Надо сознаться, что к нему так и тянет…» Однако, по замечанию кри­тика, весь эффект пропадает, когда он подходит, ближе к картине. Оказывается, ее надо смотреть на расстоянии, иначе впечатление теряется.

Трудно согласиться с этим мнением, так как, если следовать логике критика, и архитектурные творения необходимо смотреть при малом при­ближении. В таком случае вместо высокой коло­кольни мы увидим несколько кирпичей.

Летний вечер. Околица деревни. Скользнув по верхушке ворот, солнце озаряет поле и дальний лес.

Ощущение беспокойства вызывают опреде­ленные контрасты: небо чистое, только вдалеке плывет подсвеченное лучами уходящего солнца облако, внизу же серая деревенская необустроенная дорога в окаймлении зеленой травы.

Дорога изогнута и вызывает в воображении такую же извилистую жизнь деревенских жите­лей. Будни наполнены тяжелым трудом, борьбой за урожай, которая для крестьян сродни борьбе за выживание. Малейший каприз природы — обильные дожди или засуха, — и крестьянский труд пропадает даром.

Однако и этот тяжелый труд может обеспечить только минимальные по­требности.

Дорога ведет в лес, и тут мы сталкиваемся с еще одним контрастом: насколько уродлива, не­красива изгородь на переднем плане пейзажа, на­столько прекрасен и гармоничен лес, виднею­щийся на горизонте. Почему живописец выбрал именно такую перспективу? Существует ли в этом расположении предметов на картине скры­тый смысл?

На мой взгляд, изгородь символизи­рует ограничение прав и возможностей обитате­лей деревни.

Благословенный крестьянский труд, с одной стороны, является жизненной необходимостью, с другой — он ограничивает свободу крестьян, привязанных к родной земле нитями этой жиз­ненной необходимости. Не случайно, как мне кажется, тень падает именно на пространство, огороженное изгородью. Вместе с тем и сама из­городь, и перекошенные ворота вносят опреде­ленный разлад в гармонию окружающего мира. Эти предметы словно лишние в композиции пей­зажа. А лес, освещенный лучами уходящего солн­ца, похож на мечту.

Дорога ведет к лесу, то есть к счастью, свободе, гармонии.

Именно эти контрасты будоражат вниматель­ного зрителя. Но гармоничная красота летнего вечернего пейзажа, переданная художником про­сто, скупо, но с такой живописной щедростью, вселяет надежду и веру в светлое и прекрасное.




По картине Левитана: «ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР»