По картине М. К. Финогеновой «Каток для начинающих»

Финогенова Млада Константиновна родилась в 1941 г. Еще будучи студенткой Московского го­сударственного художественного института им. В. И. Сурикова, принимала участие в выставках художественных работ. В 1969 г. М. К. Финогенова была принята в Союз художников СССР.

Картины художницы имеются в частных коллекциях в Рос­сии и других странах, а также в музеях. Финогено­ва работает в различных жанрах, но в основном это пейзажи и натюрморты; также среди ее работ есть изображения интерьеров. Финогенова имеет зва­ние заслуженного художника России.

На

картине М. К. Финогеновой «Каток для на­чинающих» мы видим обычный городской пей­заж, запечатленный художницей в зимнее время. Разноцветные коробки домов ступенями теснятся на небольшом пространстве; изображенная на пе­реднем плане площадка плотно зажата строени­ями со всех сторон. Однако такое местоположение катка придает ему и дополнительное ощущение бе­зопасности, изолированности от остального мира, что особенно актуально, если учитывать, что он предназначен для тех, кто только учится кататься на коньках.

Нужно отметить, что на картине край­не мало объектов природного происхождения — лишь четыре

дерева вдали. Неба тоже почти не вид­но за домами, которые на заднем плане становятся все выше и выше.

Собственно каток окружен невысокими домами: слева мы видим одноэтажное красное здание, спра­ва — двухэтажный дом того же цвета. На стене этого дома висит большая табличка с хорошо различимой надписью: «Каток для начинающих». На двускат­ной крыше этого здания установлено несколько прожекторов — очевидно, предназначенных для освещения катка в вечернее время. Мы можем до­статочно хорошо рассмотреть дом с табличкой.

На втором этаже окна большие, оконные рамы изгото­влены в виде решетки, так что вставлено не одно-два больших стекла, а много маленьких стекол. На вто­ром этаже имеется по одному окну на каждой из двух сторон, которые мы видим. На первом этаже — два окна на стороне, обращенной к катку; на другой стороне нет ничего, кроме таблички. Что это за зда­ние?

Жилой дом? Можно предположить, что это спортивная школа для детей или Дом творчества юных. Вряд ли обычная школа: для этого здание слишком маленькое.

Если смотреть прямо, за катком мы видим серое здание, очертания которого четко прорисованы, а окна кажутся размытыми на фоне стен. Этот дом тоже невысокий; а за ним громоздятся высотные дома, которые словно нависают над пространством катка. Можно предположить, что дома вокруг кат­ка относятся к более раннему времени застройки.

Очевидно, что зима снежная: вдоль стены изо­браженного слева одноэтажного дома можно раз­личить сугробы. Вероятно, они появились здесь после расчистки катка от выпавшего снега. Кры­ши домов тоже покрыты снегом. Художница изо­бразила каток в обычный зимний день — бессолнеч­ный, но и не пасмурный.

Вероятно, это вторая половина дня — высотные дома на заднем плане выглядят очень темными, в то время как прос­транство катка выделяется на картине ярким бе­лым пятном, работает дополнительная подсветка на крыше дома. Близлежащие здания в свете про­жекторов тоже выглядят светлее, выделяясь на фоне темных силуэтов более отдаленных домов.

На катке, если присмотреться, можно увидеть шесть человеческих фигур. Пять из них художни­ца изобразила в ряд на переднем плане; один чело­век стоит чуть поодаль слева, его светлая куртка почти сливается со снежным фоном. На катке мы видим три ряда специальных поручней, за кото­рые катающиеся держаться для большей уверен­ности.

По позам катающихся видно, что они дей­ствительно только-только осваивают этот вид спорта, один чуть не опрокидывается назад, двое других едут полусогнувшись. Очевидно, что все они перемещаются медленно и осторожно; все дер­жатся за поручни. Справа, где территория катка упирается в дом, а поручни изгибаются, мы видим фигурку девочки. О том, что это девочка, легко до­гадаться по одежде. Она стоит, держась за пору­чни — может быть, отдыхает, а может, ждет, пока ее нагонит подруга — среди катающихся можно различить еще одну девочку в коротком розовом пальто.

Остальные трое катающихся — мальчики. Нужно отметить, что среди катающихся нет ма­леньких детей — можно предположить, что все они приблизительно одного возраста, возможно, даже живут по соседству в близлежащих домах и учатся в одной школе.

Необходимо отметить и некоторые особенности художественных приемов, использованных авто­ром картины. В технике изображения явственно ощущаются тенденции примитивизма, которые в той или иной степени проявились во многих авангардистских направлениях изобразительного искусства XX в. — таких, как фовизм, экспресси­онизм, сюрреализм и др. Художница подметила и запечатлела особенность городского пейзажа — за высотными домами почти не видно неба. Немно­гочисленные деревья сиротливо темнеют на фоне домов. По сути, пейзаж Финогеновой — это анти­пейзаж, в котором природа как таковая почти от­сутствует.

Если во многих традиционных пейза­жах деревья нередко можно воспринять как ось, связывающую небо и землю, то на картине Фино­геновой оголенные ветви деревьев, словно руки, с мольбой тянущиеся к небу, ставшему таким да­леким от земли и человека, считающего себя ее хо­зяином.

Цветовые решения автора картины «Каток для начинающих» также тесно связаны с характер­ным для примитивизма видением реальных объек­тов. М. К. Финогенова использовала яркие цвета, которые сразу привлекают внимание зрителя — чтобы убедиться в этом, еще раз посмотрим на до­ма на переднем плане картины. Красные стены зданий резко выделяются на общем фоне картины.

Изображению присуща и выраженная контраст­ность: светлый каток и темные здания на заднем плане. Смягчают переход от светлого к темному изображения зданий светло-серого и светло-жел­того оттенков. Синеватые тени на поверхности кат­ка передают характерный блеск льда, проблески неба такого же цвета, как и снег, каким оно нере­дко и бывает зимой.




По картине М. К. Финогеновой «Каток для начинающих»