По картине «Май 1945» А. и С. Ткачевых
Художники братья Ткачевы, Сергей Петрович и Алексей Петрович приобрели значительную известность еще в середине прошлого века.
Художники имеют многочисленные награды и звания. Еще с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
Военная тема занимает значительное место в творчество художников, и это неслучайно: старший из них, Сергей Петрович, рядовым прошел всю Великую Отечественную. Так что многие сюжеты, очевидно, навеяны его воспоминаниями,
Иногда братьев Ткачевых называли «советскими импрессионистами». Импрессионизм — направление в живописи, в котором главным считается передать настроение, преходящее впечатление от окружающего мира. В целом для живописи Ткачевых характерны радостные мотивы.
На картине «Май 1945» художники изобразили событие, в общем-то обыденное для того времени, но радостное для каждой семьи, которой посчастливилось этого дождаться — возвращение
Но общее ликование воинов, торжественные парады художники показывают на других картинах, здесь же — радость частная, семейная, но оттого не менее огромная и значимая.
Вернувшегося солдата встречают жена и двое детей-подростков — сын и дочь. Встреча происходит под цветущими яблонями, на лугу, где они, по-видимому, косили весеннюю зелень на корм скоту — мальчик держит в руках косу, рядом с ним корзина со срезанной травой. Наверное, первый момент встречи уже позади, члены семьи уже успели обменяться первыми торопливыми словами.
Мальчик уже успел примерить военную фуражку отца. Улыбаясь, он переглядывается с отцом. Лицо солдата, фигура которого помещена почти в центре картины, изображено в профиль.
Это суровое, худое, обветренное лицо человека, повидавшего много страшного, от чего он, как и другие такие же солдаты, всеми силами стремился оградить своих близких.
Девочка прижалась к отцу, обняла его за шею. Но смотрит она не на отца, а на мать, которую художники изобразили в левой части картины. Лица женщины почти не видно, она стоит боком к зрителю.
Она прижимает руки к груди, может быть плачет от радости. А улыбающаяся дочка, может, еще толком не понимает, почему мама плачет, раз папа с ними и война закончилась.
День ясный и солнечный, под стать радости возвращения. Луг простирается вдаль, почти до горизонта, над ним раскинулось чистое голубое небо, с которого больше не нужно ждать вражеских самолетов и бомб. Яблоневые ветви в цвету над зеленой луговиной создают атмосферу покоя, красоты и отчасти даже волшебства.
Ведь это и в самом деле чудо, после 4 ужасных лет войны, что теперь можно снова просто жить, а не сражаться и работать ради победы над врагом, можно снова быть вместе.
Очевидно, что для людей, изображенных на картине, момент, запечатленный художниками — истинный праздник, который не сравнится ни с каким другим. Но одеты они очень просто, и это понятно. Возможно, даже знай семья, что именно сегодня муж и отец вернется домой, у них и не нашлось бы нарядной одежды — в годы войны в тылу тоже было тяжело, хорошо, еды и одежды было мало, все в основном шло для нужд фронта.
Женщина в простом синем платье и белой косынке, девочка — в коротком розовом платье, мальчик — в белой рубахе и темных штанах, которые он закатал до середины икр. Все они босиком, может быть, у них и нет летней обуви, а может, берегут, так как вещей мало и надо, чтобы они прослужили подольше. Солдат в летней военной форме и тяжелых кирзовых сапогах.
На груди у него медали, значит, участвовал во многих боях, проявил храбрость.
Художники не использовали слишком много цветов, они предпочли вариацию оттенков. Зелень травы и защитного цвета военная форма солдата, голубизна ясного неба и синее платье женщины, ее белый платок — и белая пена яблоневого цвета… Ярким пятном на общем фоне выбивается розовое платье девочки — словно большой цветок расцвел на лугу.
Да отчасти это и так, ведь радость переполняет сердце девочки — папа вернулся, войны больше нет!.. И хотя члены семьи, по-видимому, еще охвачены некоторой неловкостью — они же так давно не виделись — картина пронизана робкой радостью, которая крепнет в лучах солнца, в тени от цветущих яблонь 1945…
По картине «Май 1945» А. и С. Ткачевых