По картине Н. Крымова «Зимний вечер»

Вечер оделся в холод, чтобы с пути не сбиться.

Дети с лучами света к окнам пришли проститься и смотрят, как желтая ветка становится спящей птицей.

А день уже лег и стихнул, и что-то ему не спится. Вишневый румянец вспыхнул на черепице.

Ф. Г. Лорка

Николай Петрович Крымов — один из интере­снейших художников-пейзажистов советской эпо­хи. Также Крымов долгое время работал в качес­тве театрального художника. Этот живописец принимал участие в художественной выставке «Голубая роза», преподавал в художественных училищах страны.

Первые

работы пейзажиста были яркими, дина­мичными, несколько лишенными гармонии и де­коративно-обобщенными. Однако в последующем стиль художника изменился: произошел плавный переход стиля работ от яркого, насыщенного к спо­койному и умиротворенному. Несколько позднее Крымов перешел к стилю примитивизма, однако быстро отошел от него и увлекся классицистиче­скими пасторальными пейзажами.

Только к 20-м гг. XX в. живописец перешел к концептуально новому стилю в работах — живо­писному изображению устойчивых, статичных природных состояний. Именно в этом стиле напи­сано большинство работ мастера, прославивших

его: «Речка», «Утро в Центральном парке», «Лет­ний день в Тарусе», «Зимний вечер».

Пейзаж, изображенный на картине, многопла­новый. При этом внимание зрителя привлечено именно ко второму плану с переходом на задний план — в этом месте находится смысловой центр композиции картины. Баланс композиции не­сколько нарушен: основное смысловое пятно — не­сколько бревенчатых домиков с группой деревьев — располагается на заднем плане справа.

На переднем плане видна покрытая льдом река, между передним и задним планом, объединяя и одновременно разде­ляя их, располагается снежный массив, испещрен­ный длинными тенями, тропинками и островками голых кустов.

Особенность данной композиции заключается в нестандартном ее раскрытии: картина строится по диагонали. Композиционно пейзаж словно тя­нется из верхнего левого в правый нижний угол картины. Этот эффект достигается линией речного берега на переднем плане и линией возвышенности с избушками на заднем.

По диагонали растяну­лись также длинные тени, пересекающие снеж­ный центр полотна.

Внешне статичная картина имеет, однако, и ди­намические детали — идущие по дороге люди и едущая повозка создают впечатление движения, динамики. Картина оживает, лишний раз подтвер­ждая неразрывную связь природы и человека — действительно, убери художник эти, казалось бы, незначительные фигурки — и пейзаж получился бы слишком безжизненным и холодным.

Место, с которого живописец писал пейзаж, весьма удалено от изображаемого — скорей всего оно находится на противоположной стороне реки. Подобное предположение подчеркивается неболь­шими, размытыми фигурками лошадей и идущих людей, нечеткостью и размытостью домов и стро­ений на заднем плане. Несмотря на то что картина производит впечатление жизненности и достове­рности, детали изображенных на заднем и среднем планах людей и построек ускользают.

Деревья и кусты на заднем плане сливаются в неясную тем­ную массу, и только на переднем плане растение выглядит достаточно четким, чтобы рассмотреть ветви без листьев.

Богата и разнообразна палитра художника: не­смотря на то что картина не производит впечатле­ние чего-то яркого или пестрого, колорит полотна насыщен многочисленными полутонами и оттен­ками. Для каждого крупного элемента картины — снега, неба или деревьев — художник использует особые краски, свои цветовые переходы.

Необычайно много оттенков у снега — от искрис­то-белого, практически незамутненного и незапят­нанного, до насыщенного синего и фиолетового. Именно по цветовой палитре снежного покрова мож­но судить о наступающем времени суток — он име­ет насыщенный холодный сине-лиловый цвет в низинах, длинные тени окрашены в глубокие от­тенки синего и голубого, также холодные. Осве­щенные заходящим солнцем фрагменты освещены теплым желтоватым и розоватым светом — очевид­но, это отблески заходящего солнца и отсветы пре­двечернего неба.

Особенно выигрышно на контрасте с темным коричневым и черным массивом деревьев смотрит­ся светло-голубая, практически белая, полоса сне­га, разграничивающая задний план и небо. Также цвет снега на заднем плане выгодно оттеняет от­тенки неба у горизонта, добавляя особенной живо­сти изображения.

Изображенное на картине небо именно предве­чернее: темнота еще не спустилась на покрытые снегами просторы. Поэтому оно окрашено огром­ным количеством мягких и теплых оттенков, по колоритности соперничающим только со снегом. Можно вычленить серые, голубоватые, розово-ли — ловые и желтовато-зеленые оттенки.

Ближе к го­ризонту небо становится синим, приобретает насы­щенность и холодность цветов; легкий дымок окрашен розовым. По таким небольшим деталям можно судить о погоде, которая была днем и о по­годе, которая будет поздно вечером. Скорее всего день был ясный, но тихий и безветренный, такой же тихой, но морозной и звездной будет ночь.

Благодаря богатой палитре и множеству ис­пользованных оттенков возникает интересная иг­ра света и тени, позволяющая вычленять из общей композиции картины то один, то другой предмет. При этом художник активно использовал прием контраста: как по насыщенности, так и по тепловым характеристикам.

Пейзаж, идиллический, изображающий тихий и спокойный зимний веер, навевает чувство покоя, удовлетворенности. Картина несколько меланхо­лична, но при этом не вызывает печальных или без­радостных мыслей — напротив, она оставляет ощущение уюта, покоя и тихой радости.

Картина невероятно жизненна: кажется, что слышишь тихие звуки — поскрипывание шагов и полозьев, шорох снега и веток; чувствуешь озор­ное покалывание мелких снежинок на щеках. Глу­бокая тишина грядущей ночи нарушается только тихим пением птиц, да где-то вдалеке, кажется, звонят к вечерне колокола. Снег мерцает, освеща­емый последними лучами заходящего, уставшего за день солнца, и сердце наполняет ощущение ми­ра и покоя.

Этот пейзаж поражает не наигранной яркостью или надуманностью изображения, а, наоборот, строгим и лаконичным стилем изображения. Невольно на память приходят слова, сказанные когда-то самим художником: «Любите природу, изучайте ее, пишите то, что вы по-настоящему лю­бите. Будьте правдивы, ибо красота в правде».




По картине Н. Крымова «Зимний вечер»