По картине Н. Крымова «Зимний вечер»
Вечер оделся в холод, чтобы с пути не сбиться.
Дети с лучами света к окнам пришли проститься и смотрят, как желтая ветка становится спящей птицей.
А день уже лег и стихнул, и что-то ему не спится. Вишневый румянец вспыхнул на черепице.
Ф. Г. Лорка
Николай Петрович Крымов — один из интереснейших художников-пейзажистов советской эпохи. Также Крымов долгое время работал в качестве театрального художника. Этот живописец принимал участие в художественной выставке «Голубая роза», преподавал в художественных училищах страны.
Первые
Только к 20-м гг. XX в. живописец перешел к концептуально новому стилю в работах — живописному изображению устойчивых, статичных природных состояний. Именно в этом стиле написано большинство работ мастера, прославивших
Пейзаж, изображенный на картине, многоплановый. При этом внимание зрителя привлечено именно ко второму плану с переходом на задний план — в этом месте находится смысловой центр композиции картины. Баланс композиции несколько нарушен: основное смысловое пятно — несколько бревенчатых домиков с группой деревьев — располагается на заднем плане справа.
На переднем плане видна покрытая льдом река, между передним и задним планом, объединяя и одновременно разделяя их, располагается снежный массив, испещренный длинными тенями, тропинками и островками голых кустов.
Особенность данной композиции заключается в нестандартном ее раскрытии: картина строится по диагонали. Композиционно пейзаж словно тянется из верхнего левого в правый нижний угол картины. Этот эффект достигается линией речного берега на переднем плане и линией возвышенности с избушками на заднем.
По диагонали растянулись также длинные тени, пересекающие снежный центр полотна.
Внешне статичная картина имеет, однако, и динамические детали — идущие по дороге люди и едущая повозка создают впечатление движения, динамики. Картина оживает, лишний раз подтверждая неразрывную связь природы и человека — действительно, убери художник эти, казалось бы, незначительные фигурки — и пейзаж получился бы слишком безжизненным и холодным.
Место, с которого живописец писал пейзаж, весьма удалено от изображаемого — скорей всего оно находится на противоположной стороне реки. Подобное предположение подчеркивается небольшими, размытыми фигурками лошадей и идущих людей, нечеткостью и размытостью домов и строений на заднем плане. Несмотря на то что картина производит впечатление жизненности и достоверности, детали изображенных на заднем и среднем планах людей и построек ускользают.
Деревья и кусты на заднем плане сливаются в неясную темную массу, и только на переднем плане растение выглядит достаточно четким, чтобы рассмотреть ветви без листьев.
Богата и разнообразна палитра художника: несмотря на то что картина не производит впечатление чего-то яркого или пестрого, колорит полотна насыщен многочисленными полутонами и оттенками. Для каждого крупного элемента картины — снега, неба или деревьев — художник использует особые краски, свои цветовые переходы.
Необычайно много оттенков у снега — от искристо-белого, практически незамутненного и незапятнанного, до насыщенного синего и фиолетового. Именно по цветовой палитре снежного покрова можно судить о наступающем времени суток — он имеет насыщенный холодный сине-лиловый цвет в низинах, длинные тени окрашены в глубокие оттенки синего и голубого, также холодные. Освещенные заходящим солнцем фрагменты освещены теплым желтоватым и розоватым светом — очевидно, это отблески заходящего солнца и отсветы предвечернего неба.
Особенно выигрышно на контрасте с темным коричневым и черным массивом деревьев смотрится светло-голубая, практически белая, полоса снега, разграничивающая задний план и небо. Также цвет снега на заднем плане выгодно оттеняет оттенки неба у горизонта, добавляя особенной живости изображения.
Изображенное на картине небо именно предвечернее: темнота еще не спустилась на покрытые снегами просторы. Поэтому оно окрашено огромным количеством мягких и теплых оттенков, по колоритности соперничающим только со снегом. Можно вычленить серые, голубоватые, розово-ли — ловые и желтовато-зеленые оттенки.
Ближе к горизонту небо становится синим, приобретает насыщенность и холодность цветов; легкий дымок окрашен розовым. По таким небольшим деталям можно судить о погоде, которая была днем и о погоде, которая будет поздно вечером. Скорее всего день был ясный, но тихий и безветренный, такой же тихой, но морозной и звездной будет ночь.
Благодаря богатой палитре и множеству использованных оттенков возникает интересная игра света и тени, позволяющая вычленять из общей композиции картины то один, то другой предмет. При этом художник активно использовал прием контраста: как по насыщенности, так и по тепловым характеристикам.
Пейзаж, идиллический, изображающий тихий и спокойный зимний веер, навевает чувство покоя, удовлетворенности. Картина несколько меланхолична, но при этом не вызывает печальных или безрадостных мыслей — напротив, она оставляет ощущение уюта, покоя и тихой радости.
Картина невероятно жизненна: кажется, что слышишь тихие звуки — поскрипывание шагов и полозьев, шорох снега и веток; чувствуешь озорное покалывание мелких снежинок на щеках. Глубокая тишина грядущей ночи нарушается только тихим пением птиц, да где-то вдалеке, кажется, звонят к вечерне колокола. Снег мерцает, освещаемый последними лучами заходящего, уставшего за день солнца, и сердце наполняет ощущение мира и покоя.
Этот пейзаж поражает не наигранной яркостью или надуманностью изображения, а, наоборот, строгим и лаконичным стилем изображения. Невольно на память приходят слова, сказанные когда-то самим художником: «Любите природу, изучайте ее, пишите то, что вы по-настоящему любите. Будьте правдивы, ибо красота в правде».
По картине Н. Крымова «Зимний вечер»