По картине Н. М. Ромадина «Вербы в половодье»

Николай Михайлович Ромадин — выдающийся русский художник. Он родился в се­мье железнодорожника в Самаре. С раннего детства мальчика интересовала живопись. Сначала художник создавал картины на историко-революционные темы.

Однако более всего его привлекал пейзаж. Именно этот художественный жанр позволил раскрыться истинному таланту Ромадина. Каждое произведение этого талант­ливого художника является настоящим шедевром.

Верба является одним из самых любимых на Руси деревьев. С ней связаны многие народные приметы, обряды и поверья:

«Дотронься до вербы и передаст она тебе свою силу, красоту». Верба считается но­сителем сильной энергетики, символизирует новую чистую жизнь.

Наши предки верили, что верба может защищать людей от бед и невзгод, оберегать посевы от гибели. Поэтому бережно хранили это растение в течение целого года, а потом бросали в речку или вкапывали в землю. Существует церковный празд­ник — Вербное воскресенье, который отмечается и в наши дни.

Не случайно в честь вербы написано много стихотворений, часто встречается она и на полотнах живописцев. Это растение тронуло сердце поэтов А. Фета, С. Черного, А. Барто, Б. Пастернака,

художников Т. К. Афониной и других. Не остался равнодушным к вербе и Н. М. Ромадин.

В своем полотне «Вербы в половодье» живописец изобразил это любимое народное растение в нелегкий период ранней весны: половодье, когда молодая хозяй­ка властно вступает в свои права. В это время всей живой природе — растениям и животным — прихо­дится нелегко. Невольно вспоминается произведение Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы», когда от весен­него половодья страдали бедные животные.

В такой же нелегкой ситуации оказались и вербы, изображенные на картине Н. М. Ромадина. Для передачи сложного периода в жизни природы художник использует тем­ные тона. Но в картине нет обреченности положения.

Всегда после тяжелых испытаний наступают светлые счастливые дни, как в русских народных сказках со счастливым концом. С этой целью живописец прибега­ет к светлым радужным тонам, вселяющим надежду на хорошее будущее. Это противопоставление светлых и темных тонов как добра и зла встречается в разных частях картины. В центре полотна перед нами — верба. Ее стволы и часть веток погружены в воду разлившей­ся во все стороны и кажущейся бескрайней реки.

Вода темная и холодная. Черное отражение куста в воде добавляет мрачности. Но сверху — красивые пушистые кружочки распустившейся вербы.

Верба одиноко стоит среди речной глади и кажется грустной, печальной, вызывает сочувствие и жалость.

В водной глади то тут, то там из воды торчат голые ветки. Слева перед кустом вербы изображена небольшая деревянная лодка. Возможно, именно на такой лодке добрый дед Мазай спасал в половодье бедных зайцев.

А вот изображенную художником вербу, как и другие растения, спасти может только время и яркое солнце: скоро большая вода уйдет, легче станет деревьям, зазеленеет трава, расцветут цветы, разлетится по лесу щебетание птиц и вес­на проявится с доброй стороны ласковым солнцем и хорошей теплой погодой.

Слева за кустом вербы виднеются молодые березки. Они тоже страдают от половодья, их белые стволы и ветки, начинающие покрываться зеленой листвой, грустно ждут наступления лучших времен. Местами среди подтопленных деревьев возвышаются величе­ственные темно-зеленые лесные красавицы — ели.

На заднем плане — бескрайняя вода и лесные дере­вья, печально отражающиеся в темном неподвижном зеркале реки.

Радует глаз и вселяет надежду красивый свет­лый небосвод, покрытый белыми кучевыми облаками, только местами виднеется светло-голубые уголки неба.

В картине Н. М. Ромадина «Вербы в половодье» прослеживается призыв и наставление художника: в тяжелые моменты надо терпеливо и мужественно переносить все невзгоды, которые посылает судьба, так же стойко, как вербы в половодье, и непременно надеяться на лучшее будущее и искренне верить в него.




По картине Н. М. Ромадина «Вербы в половодье»