По картине Н. Н. Ватолиной «Вести с фронта»
Нина Николаевна Ватолина родилась в небольшом подмосковном городе Коломна. Училась рисованию сначала в техникуме Объединенного государственного издательства художественной литературы, затем в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова.
Молодая художница впитала лучшие традиции русской и советской живописи.
Ватолина приобрела широкую известность как в СССР, так и за рубежом как художник-плакатист. В годы Великой отечественной войны художница создала целую серию выразительных, запоминающихся плакатов, среди которых
Помимо таланта художника, Ватолина обладала и литературным дарованием: она автор биографической работы «Мы — плакатисты», ставшей своего рода исповедью художников ее поколения, и путеводителя-эссе «По залам Третьяковской Галереи», который неоднократно переиздавался, долгое время оставаясь единственным популярным изданием, посвященным этому знаменитому музею.
Военная тема — одна из основных в творчестве Ватолиной. И это вполне
А кто-то получал другие письма — зловещие «похоронки» или официальные извещения «пропал без вести»… Войне нет дела до судеб простых людей, их горя и радости, она легко отнимала жизнь у одних, разрушая жизни их близких…
Но семья, изображенная на картине Ватолиной, судя по всему, получила радостную весть. Радостную — потому что тогда радостью было уже просто знать, что близкий человек жив и здоров. О большем для себя лично не мечтали, а общей мечтой была Победа, после которой жизнь, полная нужды и тяжелого труда, должна обязательно наладиться.
На картине вся семья собралась за столом у окна. На столе, покрытом белой скатертью, расставлена чайная посуда — по-видимому, собрали угощение для солдата, принесшего радостную весть. Солдат, в длинной шинели, сидит за столом спиной к зрителю в правой части картины. Через стол, напротив солдата, спиной к окну стоит молодая женщина в темном платье, на которое наброшена большая светлая шаль. В руках женщина держит письмо.
Очевидно, это жена автора письма. Рядом с ней стоит девочка-подросток в светлом платье с короткими рукавами — дочь. Лица обеих светятся радостью.
В левой части картины сидит пожилая женщина в темном платье и темном платке на голове. На руках она держит маленькую девочку в красном платье. Лицо пожилой женщины, как и лицо солдата, обращено к женщине, держащей в руках письмо. Возможно, она читает вслух. Пожилая женщина — видимо, мать автора письма или его жены.
На руках она держит младшую внучку, которая одна из всех людей, собравшихся в комнате, пока не понимает значения события.
Обстановка комнаты, служащая фоном действия, довольно проста. Темные широкие деревянные половицы, высокое окно, в верхнем правом углу картины виден краешек белой занавески. На стене полки с книгами, картина с изображением пейзажа, под картиной — небольшая этажерка.
В цветовой гамме преобладают темные тона, контрастом которым выступают светлые пятна, основными из которых являются большое окно и белая скатерть. Светлыми вкраплениями в общий мрачноватый настрой выступают также светлое платье старшей девочки и шаль ее матери, и еще красное платье младшей сестренки. Такой подбор красок создает определенное настроение, которое соответствует как основному историческому фону действия, так и конкретному событию, изображенному на картине.
Темный, мрачноватый фон — это тревога за близких и повседневные тяготы. Война рядом, и даже в тылу ощущается ее роковая поступь. Светлые тона — это радость, что родной человек жив, это надежда, что война скоро окончится победой, и тогда все будет хорошо. .. Свет, проникающий в окно, усиливает ощущение радости и надежды на лучшее, и, глядя на картину, невольно верится, что у ее героев все сложится счастливо, что их маленький мир будет спасен от беспощадной мясорубки войны…
По картине Н. Н. Ватолиной «Вести с фронта»