По картине Н. П. Богданова-Бельского «Новые хозяева»

Николай Петрович Богданов-Бельский — талантливый русский художник. Он родился 8 декабря 1868 года, был внебрачным сыном батрачки. Он по­лучил прекрасное образование, учился живописи в Императорской Академии художеств.

Значительное место в творчестве этого выдающегося художника занимает тема крестьянства: быт семьи, традиции, жизнь детей. Его картины «Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского», «У две­рей школы», «Воскресное чтение в сельской школе» посвящены именно этой тематике.

Не стало исключением и известное

полотно «Новые хозяева», на котором художник отражает жизнь крестьянской се­мьи в бывшем помещичьем доме. Картина отражает тот период времени в истории России, когда происходило повсеместное разорение дворян, а новыми хозяевами барских покоев становились купцы или зажиточные крестьяне, бывшие когда-то прислугой своих господ. Прообразом усадьбы, изображенной на холсте, стало поместье Ушакова в селе Островно, расположенного на берегу озера Удомля.

На картине изображена большая крестьянская се­мья во время чаепития. На круглом столе, покрытом белоснежной скатертью со светло-голубыми полос­ками, стоит начищенный

до блеска самовар. Кроме него, около каждого члена семьи стоят простые ста­каны с чаем.

Только маленький мальчик пьет чай из дорогой фарфоровой чашечки. Посередине стола лежат баранки.

В центре изображен глава семьи — мужчина преклонных лет, с проседью в волосах и большой бо­родой, в бордовой косоворотке и черном жилете. Он сидит уверенно и чинно пьет чай из блюдца. Справа от него на стульях из красного дерева расположились, по-видимому, его сыновья — старший и младший. Они пьют чай из блюдец, одеты в простую крестьян­скую одежду: суконные куртки, косоворотки, штаны.

Мужчины сидят неуверенно, в их позах чувствуется скованность, ощущение неудобства и непривычности ситуации. Справа от главы семейства сидит женщина средних лет в розовой кофточке, на шее висят бусы. Ее голова, покрытая синим платком, опущена вниз: женщина наливает чай из маленького белого чайничка.

Она имеет серьезный вид, только на губах еле заметна улыбка. Справа от нее сидят две молодые женщины, вероятно, жены сыновей. Они также одеты в традиционную крестьянскую одежду того времени: простые кофты и длинные юбки.

Кроме взрослых за столом сидят еще двое детей: белокурая девочка лет шести и мальчик, чуть постарше ее. Он одет в клетчатую косоворотку, перехвачен­ную на поясе ремнем, и простые короткие штанишки. Босые ноги мальчика неуверенно расположились на перекладине стула.

Дети скованы больше остальных: мальчик, изображенный на переднем плане, согнулся, поджал под себя босые ноги и, как будто спрятал­ся ото всех. Возможно, раньше он не смел и зайти и барские покои, выполняя работу во дворе, а теперь сидит за бывшим хозяйским столом и чувствует себя неуверенно.

Несмотря на простоту одежды, нельзя не заметить, что она добротна, чиста и аккуратна, без дыр и заплаток. По всей видимости, перед нами — зажиточные крестьяне, которые оказались в состоянии выкупить бывшие барские покои и теперь являются полноправ­ными новыми хозяевами. Тем не менее, даже такое одеяние находится в контрасте с богатым убранством комнаты с колоннами. На стене висит картина в толстой золоченой раме, слева от нее располагаются красивые напольные часы, мебель добротная, изысканная и дорогая. Сквозь широкое створчатое окно проникает достаточно света.

Нет занавесок и можно увидеть, что на улице стоит ясный осенний денек: небо голубое, чистое и безоблачное, на дереве осталось мало листвы, земля покрыта желто-зеленым ковром.

Жанровые картины, как «Новые хозяева» Н. П. Богданово-Бельского помогают узнать жизнь и быт людей другого времени, проникнуться духом той эпохи, которая изображена, и лучше понять историю своей страны.




По картине Н. П. Богданова-Бельского «Новые хозяева»