По картине Н. П. Ульянова «Станиславский за работой»
Николай Павлович Ульянов родился в городе Елец в семье фельдшера. В юности учился в иконописной мастерской, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учителей
Были такие выдающиеся живописцы, как Н. Н. Ге, В. А. Серов.
В работах Николая Павловича нашли продолжение богатые традиции русской живописи; одновременно он проявил значительный интерес к символистским тенденциям. Одним из немаловажных этапов творчества Ульянова стало многолетнее сотрудничество с Московским Художественным Академическим театром,
Константин Сергеевич Алексеев родился в семье известного в то время промышленника. В юности увлекся театром, нашел признание как незаурядный актер. Однако в большей степени стал известен как режиссер созданного им совместно с В. И. Немировичем-Данченко Московского Художественного театра, позже МХАТ.
Станиславский и Немирович-Данченко открыли новую манеру исполнения пьес, среди которых в особенности выделяются
Сам имея немалый опыт игры на сцене, Станиславский разрабатывал принципы работы с ролью и пьесой, которые опробовались в созданной им при МХТ Студии, где занималась молодежь, увлеченная театральным искусством.
Знаменитая «система Станиславского» нашла многочисленных сторонников во всем мире и остается эталоном сценического мастерства и до сих пор. Его принципам следовали Чарли Чаплин, Мэрилин Монро и др., а из наших современников — Роберт де Ниро, Аль Пачино, Джонни Депп и др.
Портрет Станиславского Ульянов написал в 1947 г., когда знаменитого теоретика театра уже не было в живых. За эту картину художник получил высокую государственную награду — Сталинскую премию III степени.
Станиславский изображен в своем рабочем кабинете. Режиссер МХТ одет в черный костюм, белоснежную рубашку украшает галстук-бабочка. Но несмотря на торжественность одеяния, этот портрет далек от парадных портретов, на которых изображенный человек застыл в положении позирующего идола.
Станиславский непринужденно сидит вполоборота к зрителю в большом кресле, положив ногу на ногу и погрузившись в раздумье, скорее даже полулежит. На коленях у него раскрытая записная книжка, в правой руке карандаш или ручка, чтобы записывать мысли, показавшиеся удачными.
Слева мы видим фрагмент письменного стола, справа — небольшой круглый столик, покрытый скатертью. На письменном столе — два ящичка, на переднем плане колокольчик, на дальней ящичке, большем по размеру, намечены небольшие статуэтки черного и белого цвета. На маленьком круглом столике стоит поднос, на подносе — стакан с чаем или кофе, блюдце с пирожным или бутербродом.
В стакане намечена чайная ложечка. К спинке кресла рядом с сидящим Станиславским прислонена стопка каких-то папок или альбомов — вероятно, тексты пьес, эскизы декораций, костюмов и т. п.
Обстановка, изображенная художником, вполне отвечает названию картины: человек, которого мы видим, полностью погружен в работу, он так занят, что ему некогда оторваться от дел даже затем, чтобы спокойно поесть, он перекусывает между делом.
Мы видим на портрете человека немолодого — макушка его лишена волос, а те волосы, которые остались, полностью поседели. Даже брови седые, совсем белые. И в то же время Станиславский, которого Ульянов запечатлел таким, каким, вероятно, помнил его в последние годы жизни великого режиссера, отнюдь не производит впечатления дряхлого немощного старца.
Возможно, в позе и ощущается некоторая усталость — известно, что в пожилые годы Станиславский страдал от множества болезней, однако стоит взглянуть на лицо — это волевое лицо человека, полного замыслов и стремления воплотить их в жизнь. Художник изобразил лицо Станиславского в профиль. Четко видны линии высокого лба, крупного носа с едва заметной горбинкой, слегка выступающего подбородка.
Губы чуть тронуты легкой улыбкой, вызванной некой мыслью. Тени у носа и уголка рта обозначают морщины. Но, столь тщательно выписав скульптуру лица, художник оставил в тени полузакрытые глаза Станиславского, вернее, правый глаз, который виден зрителю.
Скорее всего, с помощью этого приема художник хотел подчеркнуть, что во время работы взор его модели направлен не на внешний мир, а «внутрь», в миры, видимые лишь творческим людям.
Стоит немного коснуться и цветовой гаммы, в которой написан портрет Станиславского. Картина выполнена в черно-бело-сине-коричневых тонах. Мрачноватый колорит призван подчеркнуть глубину и силу замыслов человека, изображенного на ней. Художник использовал распространенный прием контраста: черный костюм контрастирует со светлым креслом, служащим фоном для фигуры Станиславского, а также с его белой рубашкой и страницами раскрытого блокнота. Рыжевато-коричневые акценты по обеим сторонам картины — скатерть на круглом столике и ящичек на письменном столе.
В верхнем левом углу картины преобладает синий цвет.
Портрет Станиславского сейчас хранится в Третьяковской галерее в Москве.
По картине Н. П. Ульянова «Станиславский за работой»