По картине Н. П. Ульянова «Станиславский за работой»
Николай Павлович Ульянов родился в городе Елец в семье фельдшера. В юности учился в иконописной мастерской, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учителей
Были такие выдающиеся живописцы, как Н. Н. Ге, В. А. Серов.
В работах Николая Павловича нашли продолжение богатые традиции русской живописи; одновременно он проявил значительный интерес к символистским тенденциям. Одним из немаловажных этапов творчества Ульянова стало многолетнее сотрудничество с Московским Художественным Академическим театром, знаменитым МХАтом, который в то время возглавлял не менее знаменитый Константин Сергеевич Станиславский. Так что появление портрета Станиславского кисти Ульянова является вполне закономерным.
Константин Сергеевич Алексеев родился в семье известного в то время промышленника. В юности увлекся театром, нашел признание как незаурядный актер. Однако в большей степени стал известен как режиссер созданного им совместно с В. И. Немировичем-Данченко Московского Художественного театра, позже МХАТ.
Станиславский и Немирович-Данченко открыли новую манеру исполнения пьес, среди которых в особенности выделяются произведения А. П. Чехова, М. Горького и др., создали новые приемы, позволяющие раскрыть духовный мир персонажей. Согласно концепции основателей МХТ, спектакль должен представлять собою единство актерской игры, работы декораторов, осветителей, специалистов по звуковому оформлению.
Сам имея немалый опыт игры на сцене, Станиславский разрабатывал принципы работы с ролью и пьесой, которые опробовались в созданной им при МХТ Студии, где занималась молодежь, увлеченная театральным искусством.
Знаменитая «система Станиславского» нашла многочисленных сторонников во всем мире и остается эталоном сценического мастерства и до сих пор. Его принципам следовали Чарли Чаплин, Мэрилин Монро и др., а из наших современников — Роберт де Ниро, Аль Пачино, Джонни Депп и др.
Портрет Станиславского Ульянов написал в 1947 г., когда знаменитого теоретика театра уже не было в живых. За эту картину художник получил высокую государственную награду — Сталинскую премию III степени.
Станиславский изображен в своем рабочем кабинете. Режиссер МХТ одет в черный костюм, белоснежную рубашку украшает галстук-бабочка. Но несмотря на торжественность одеяния, этот портрет далек от парадных портретов, на которых изображенный человек застыл в положении позирующего идола.
Станиславский непринужденно сидит вполоборота к зрителю в большом кресле, положив ногу на ногу и погрузившись в раздумье, скорее даже полулежит. На коленях у него раскрытая записная книжка, в правой руке карандаш или ручка, чтобы записывать мысли, показавшиеся удачными.
Слева мы видим фрагмент письменного стола, справа — небольшой круглый столик, покрытый скатертью. На письменном столе — два ящичка, на переднем плане колокольчик, на дальней ящичке, большем по размеру, намечены небольшие статуэтки черного и белого цвета. На маленьком круглом столике стоит поднос, на подносе — стакан с чаем или кофе, блюдце с пирожным или бутербродом.
В стакане намечена чайная ложечка. К спинке кресла рядом с сидящим Станиславским прислонена стопка каких-то папок или альбомов — вероятно, тексты пьес, эскизы декораций, костюмов и т. п.
Обстановка, изображенная художником, вполне отвечает названию картины: человек, которого мы видим, полностью погружен в работу, он так занят, что ему некогда оторваться от дел даже затем, чтобы спокойно поесть, он перекусывает между делом.
Мы видим на портрете человека немолодого — макушка его лишена волос, а те волосы, которые остались, полностью поседели. Даже брови седые, совсем белые. И в то же время Станиславский, которого Ульянов запечатлел таким, каким, вероятно, помнил его в последние годы жизни великого режиссера, отнюдь не производит впечатления дряхлого немощного старца.
Возможно, в позе и ощущается некоторая усталость — известно, что в пожилые годы Станиславский страдал от множества болезней, однако стоит взглянуть на лицо — это волевое лицо человека, полного замыслов и стремления воплотить их в жизнь. Художник изобразил лицо Станиславского в профиль. Четко видны линии высокого лба, крупного носа с едва заметной горбинкой, слегка выступающего подбородка.
Губы чуть тронуты легкой улыбкой, вызванной некой мыслью. Тени у носа и уголка рта обозначают морщины. Но, столь тщательно выписав скульптуру лица, художник оставил в тени полузакрытые глаза Станиславского, вернее, правый глаз, который виден зрителю.
Скорее всего, с помощью этого приема художник хотел подчеркнуть, что во время работы взор его модели направлен не на внешний мир, а «внутрь», в миры, видимые лишь творческим людям.
Стоит немного коснуться и цветовой гаммы, в которой написан портрет Станиславского. Картина выполнена в черно-бело-сине-коричневых тонах. Мрачноватый колорит призван подчеркнуть глубину и силу замыслов человека, изображенного на ней. Художник использовал распространенный прием контраста: черный костюм контрастирует со светлым креслом, служащим фоном для фигуры Станиславского, а также с его белой рубашкой и страницами раскрытого блокнота. Рыжевато-коричневые акценты по обеим сторонам картины — скатерть на круглом столике и ящичек на письменном столе.
В верхнем левом углу картины преобладает синий цвет.
Портрет Станиславского сейчас хранится в Третьяковской галерее в Москве.
По картине Н. П. Ульянова «Станиславский за работой»