По картине Н. Ромадина «Село Хмелевка»

Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья.

А. С. Пушкин

В 1903 г. в Самаре в семье железнодорожного служащего родился Николай Михайлович Ро­мадин. Учился живописи в Художественном те­хникуме в г. Самара, затем поступил в Высшие художественно-технические мастерские в Моск­ве, где его наставниками были Р. Р. Фальк, И. И. Машков и П. П. Кончаловский. Большое влияние на творчество молодого худо­жника оказали особенности живописной манеры выдающихся

представителей Союза русских худо­жников, которые стремились простое изображе­ние пейзажа подать как символический образ Рос­сии.

В творчестве Ромадина сильны и тенденции импрессионизма: художник не только изображает то, что видит, но также передает собственные впе­чатления и настроения, связанные с объектом изо­бражения.

Наиболее известны из его работ пейзажи, со­зданные в период Великой Отечественной войны. Это «Село Хмелевка», «Последний луч» и др. Эти полотна вошли в цикл «Волга — русская река». Все они хранятся в собраниях Третьяковской гале­реи.

За них художник в 1946 г. был удостоен

Ста­линской премии.

В более поздних работах художника — «Берен­деев лес», «Затопленный лес» — просматриваются сказочные мотивы. Изредка в картинах Ромадина появлялся сюжет — «Детство Есенина», «Сон Андерсена», хотя в целом для творчества худож­ника это не было свойственно. Художник охотно изображал интерьеры, экспериментируя с освеще­нием, в качестве примера можно назвать картину «Красный интерьер», хранящуюся в собрании Третьяковской галереи.

В 1971 г. Н. М. Ромадину было присвоено звание народного художника СССР. Несколькими годами раньше, в 1967 г., ху­дожник был избран действительным членом Акаде­мии художеств СССР. Кроме Государственной Ста­линской премии, был награжден Ленинской премией. Художник дружил с известным писателем К. Г. Паустовским, который в 1963 г. написал о его творчестве очерк «Родная природа в творчестве Ромадина».

Художник умер в 1987 г. в Москве.

Что же характеризует одну из наиболее извес­тных картин Ромадина «Село Хмелевка»? На кар­тине мы видим село, раскинувшееся на холмистой местности. Вдали угадывается Волга, окутанная легким туманом.

Взгляд художника на изобража­емую территорию направлен слева. Зрительно мес­тность можно условно разделить на три участка: пологая возвышенность, изображенная в нижнем левом углу картины, подобная же возвышенность справа, которая из-за большей удаленности от ав­тора и зрителя занимает на картине гораздо мень­ше места, и низина, изображение которой по ди­агонали пересекает полотно, начинаясь в нижнем правом углу.

Когда смотришь на картину, кажется, что дома хаотично разбросаны по местности. Присмотрев­шись, можно заметить, что ближе к берегу реки домов больше. Легко предположить, что первые жители строили жилье неподалеку от реки — это характерно для большинства старых поселений, так как жителям приходилось носить воду из близ­лежащего водоема.

Нужно отметить, что и на скло­нах холмов тоже есть дома. Особенно много их на дальнем склоне — там они выстроились аккуратны­ми, ровными рядами. На переднем плане домов не­много. В основном мы видим здесь прямоуголь­ные участки, огороженные низкими изгородями.

Вероятно, это крестьянские огороды, но сейчас на них нет никакой растительности. Это неудивитель­но: по желтой листве немногочисленных березок и рыжевато-бурому наряду виднеющихся вдоль бе­рега реки зарослей легко догадаться, что художник запечатлел село осенью, когда весь урожай уже снят. Даже трава на склонах блекло-бурая — види­мо, выгоревшая на солнце в знойные летние дни.

Дома в селе почти одинаковые — одноэтажные, с двускатной крышей. Стены домов светлые, кры­ши — светло — или темно-серые. Лишь одно здание отличается от остальных: длинное строение под коричневатой крышей.

Вероятно, это школа или сельсовет. Можно сказать, что село достаточно большое: хотя из-за удаленности невозможно точ­но подсчитать количество домов, но ясно, что их несколько десятков. День немного пасмурный; на­чинает вечереть. Это можно заметить по цвету не­ба: оно неопределенно-светлое, но не солнечное, а у горизонта просматривается сиреневатая полос­ка.

Общее настроение картины — спокойное, со­зерцательное. Художник выбрал для изображения типичный пейзаж среднерусской полосы, но вло­жил в картину столько любви именно к таким не­затейливым уголкам России, что восприятие авто­ра полотна невольно передается зрителям.

Что касается цветовых решений, то палитра ху­дожника не отличается большим разнообразием. Картина выдержана в теплых, приглушенных то­нах: едва намеченный желтоватый оттенок неба, нежно-желтая листва берез, рыжевато-коричне — вый фон холмов и низины, на котором деревенские домики не очень-то и бросаются в глаза, как бы то­нут в окружающем осеннем пейзаже.

Картина Н. М. Ромадина «Село Хмелевка» на­писана в 1944 г. Еще идет Великая Отечественная война, победа и восстановление привычного тече­ния жизни только впереди, а художник самозаб­венно рисует мирный уголок России, словно бы страна и не охвачена военной лихорадкой. Тихая заводь, где все дышит покоем и тишиной… А вед£ несомненно, что многие из жителей этих домиков, с вершины холма кажущихся такими крохотны­ми, словно игрушечными, ушли на фронт: кто-то не вернется домой, погибнув в боях за Родину. Да и так ли благополучна была жизнь советской дере­вни до войны?..

Продразверстка, коллективиза­ция, раскулачивание… Но художник — не исто­рик, который стремится показать факты, какими бы неприглядными они ни были, или же, напро­тив, старающийся приспособить историческую на­уку к нуждам и требованиям идеологии и эпохи. Художник может вопреки всему изобразить реаль­ность так, что ее уже невозможно отделить от меч­ты. Мечты о покое и счастье, мире и благополучии людей…

Еще вовсю бушует война, а на картине Ромадина одно из бесчисленных сел России тихо дремлет в дымке золотой осени…




По картине Н. Ромадина «Село Хмелевка»