По картине Н. Ромадина «Село Хмелевка»
Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья.
А. С. Пушкин
В 1903 г. в Самаре в семье железнодорожного служащего родился Николай Михайлович Ромадин. Учился живописи в Художественном техникуме в г. Самара, затем поступил в Высшие художественно-технические мастерские в Москве, где его наставниками были Р. Р. Фальк, И. И. Машков и П. П. Кончаловский. Большое влияние на творчество молодого художника оказали особенности живописной манеры выдающихся
В творчестве Ромадина сильны и тенденции импрессионизма: художник не только изображает то, что видит, но также передает собственные впечатления и настроения, связанные с объектом изображения.
Наиболее известны из его работ пейзажи, созданные в период Великой Отечественной войны. Это «Село Хмелевка», «Последний луч» и др. Эти полотна вошли в цикл «Волга — русская река». Все они хранятся в собраниях Третьяковской галереи.
За них художник в 1946 г. был удостоен
В более поздних работах художника — «Берендеев лес», «Затопленный лес» — просматриваются сказочные мотивы. Изредка в картинах Ромадина появлялся сюжет — «Детство Есенина», «Сон Андерсена», хотя в целом для творчества художника это не было свойственно. Художник охотно изображал интерьеры, экспериментируя с освещением, в качестве примера можно назвать картину «Красный интерьер», хранящуюся в собрании Третьяковской галереи.
В 1971 г. Н. М. Ромадину было присвоено звание народного художника СССР. Несколькими годами раньше, в 1967 г., художник был избран действительным членом Академии художеств СССР. Кроме Государственной Сталинской премии, был награжден Ленинской премией. Художник дружил с известным писателем К. Г. Паустовским, который в 1963 г. написал о его творчестве очерк «Родная природа в творчестве Ромадина».
Художник умер в 1987 г. в Москве.
Что же характеризует одну из наиболее известных картин Ромадина «Село Хмелевка»? На картине мы видим село, раскинувшееся на холмистой местности. Вдали угадывается Волга, окутанная легким туманом.
Взгляд художника на изображаемую территорию направлен слева. Зрительно местность можно условно разделить на три участка: пологая возвышенность, изображенная в нижнем левом углу картины, подобная же возвышенность справа, которая из-за большей удаленности от автора и зрителя занимает на картине гораздо меньше места, и низина, изображение которой по диагонали пересекает полотно, начинаясь в нижнем правом углу.
Когда смотришь на картину, кажется, что дома хаотично разбросаны по местности. Присмотревшись, можно заметить, что ближе к берегу реки домов больше. Легко предположить, что первые жители строили жилье неподалеку от реки — это характерно для большинства старых поселений, так как жителям приходилось носить воду из близлежащего водоема.
Нужно отметить, что и на склонах холмов тоже есть дома. Особенно много их на дальнем склоне — там они выстроились аккуратными, ровными рядами. На переднем плане домов немного. В основном мы видим здесь прямоугольные участки, огороженные низкими изгородями.
Вероятно, это крестьянские огороды, но сейчас на них нет никакой растительности. Это неудивительно: по желтой листве немногочисленных березок и рыжевато-бурому наряду виднеющихся вдоль берега реки зарослей легко догадаться, что художник запечатлел село осенью, когда весь урожай уже снят. Даже трава на склонах блекло-бурая — видимо, выгоревшая на солнце в знойные летние дни.
Дома в селе почти одинаковые — одноэтажные, с двускатной крышей. Стены домов светлые, крыши — светло — или темно-серые. Лишь одно здание отличается от остальных: длинное строение под коричневатой крышей.
Вероятно, это школа или сельсовет. Можно сказать, что село достаточно большое: хотя из-за удаленности невозможно точно подсчитать количество домов, но ясно, что их несколько десятков. День немного пасмурный; начинает вечереть. Это можно заметить по цвету неба: оно неопределенно-светлое, но не солнечное, а у горизонта просматривается сиреневатая полоска.
Общее настроение картины — спокойное, созерцательное. Художник выбрал для изображения типичный пейзаж среднерусской полосы, но вложил в картину столько любви именно к таким незатейливым уголкам России, что восприятие автора полотна невольно передается зрителям.
Что касается цветовых решений, то палитра художника не отличается большим разнообразием. Картина выдержана в теплых, приглушенных тонах: едва намеченный желтоватый оттенок неба, нежно-желтая листва берез, рыжевато-коричне — вый фон холмов и низины, на котором деревенские домики не очень-то и бросаются в глаза, как бы тонут в окружающем осеннем пейзаже.
Картина Н. М. Ромадина «Село Хмелевка» написана в 1944 г. Еще идет Великая Отечественная война, победа и восстановление привычного течения жизни только впереди, а художник самозабвенно рисует мирный уголок России, словно бы страна и не охвачена военной лихорадкой. Тихая заводь, где все дышит покоем и тишиной… А вед£ несомненно, что многие из жителей этих домиков, с вершины холма кажущихся такими крохотными, словно игрушечными, ушли на фронт: кто-то не вернется домой, погибнув в боях за Родину. Да и так ли благополучна была жизнь советской деревни до войны?..
Продразверстка, коллективизация, раскулачивание… Но художник — не историк, который стремится показать факты, какими бы неприглядными они ни были, или же, напротив, старающийся приспособить историческую науку к нуждам и требованиям идеологии и эпохи. Художник может вопреки всему изобразить реальность так, что ее уже невозможно отделить от мечты. Мечты о покое и счастье, мире и благополучии людей…
Еще вовсю бушует война, а на картине Ромадина одно из бесчисленных сел России тихо дремлет в дымке золотой осени…
По картине Н. Ромадина «Село Хмелевка»