По картине О. П. Марушкина «Стригунок»
Об Олеге Павловиче Марушкине удалось найти не так много информации. Учился в Академии Художеств в Ленинграде, из которой вышло немало выдающихся художников. Создал эскизы росписи «Праздник на Неве» для банкетного зала гостиницы «Невская» в Ленинграде.
Картина «Стригунок» — по-видимому, наиболее известная работа художника. На ней изображены жеребенок и мальчик, который протягивает ему лакомство. Их фигуры, написанные крупным планом, занимают центр полотна.
Слово «стригунок» означает и подростка, и годовалого
Основным фоном служит безоблачное голубое небо. Земля — узкая полоса с несколькими кустиками трав. В правом углу картины у горизонта виднеется крохотный силуэт бегущей лошади.
Он написан сероголубой краской и поэтому кажется призрачным.
Главные персонажи картины, напротив, выглядят почти ощутимыми, близкими. Жеребенок стоит боком к зрителю. Его рыжевато-коричневая шкура лоснится темными пятнами. Морду он повернул к мальчику. Тот сидит на
Это мальчик-подросток, может быть, ему лет двенадцать. Одну ногу он подвернул под себя, видна подошва ступни, другая нога согнута в колене, ступня стоит на земле. Художник тщательно выписал босую ступню мальчика, большие кисти рук — в одной угощение для коня, другой мальчик опирается о землю. Светло-рыжие волосы мальчика коротко подстрижены. Из одежды на нем только потертые штаны.
У него худенькие острые плечи, на спине торчат лопатки. Лицо мальчика изображено в профиль. В нем нет ничего особенного, но весь его облик производит впечатление какой-то трогательной незащищенности. Возможно, в драке со сверстниками он неплохо может постоять за себя.
Видно, что он не изнежен, как и большинство деревенских ребятишек — одет легко, хотя жары в картине не ощущается, сидит на земле, чего городским детям часто не позволяют, самостоятельно заботится о животном. Чувствуется, что он доверчив и открыт миру — в этом-то и кроется, по-видимому, ощущение ранимости и беззащитности, которое возникает при взгляде на картину.
И жеребенок под стать мальчику — такой же трогательный, угловатый, немного неуклюжий, с широко раскрытыми глазами. Он доверчиво тянется к руке мальчика, протягивающего ему несколько стебельков — может, растение, которое маленький конь особенно любит — и кусочек хлеба.
Чем-то они похожи, этот юный человек и молоденький конь. И не только внешней угловатостью, их роднит что-то большее. Ведь и жеребенок, точно так же, как человеческий ребенок, доверчиво смотрит на окружающий мир, он так же, по сути, беззащитен, хотя может быстро бегать, хотя у него сильные копыта и зубы.
Окружающий мир художник изобразил в голубоватых тонах, отчего все вокруг кажется немного нереальным, призрачным, как и бегущая лошадь вдали. Не только небо голубое — в голубоватых тонах выписаны стебельки трав, и над землей словно стелется прозрачный голубоватый туман. А фигуры жеребенка и мальчика написаны живо и убедительно, они-то реальны, в противовес плывущей призрачности.
Этому ощущению способствуют и теплые тона, контрастирующие с холодным фоном — рыжевато-коричневая шерсть жеребенка, розовая кожа и рыжие волосы мальчика.
Голубоватый фон картины создает ощущение холода, звенящей утренней свежести. И дружба мальчика и коня, наверное, должна хоть немного согревать их обоих.
По картине О. П. Марушкина «Стригунок»