По картине П. А. Федотова «Завтрак аристократа»

Великий мастер, у которого кисть и взгляд сосредоточены на таких вещах, что показывают разнообразие красок жизни, подмечал моменты, сюжет которых лег в основе его веселых и многогранных полотен. Что П. А Федотов изобразил на полотне «Завтрак аристократа»? Чем эта работа живописца так для меня интересна?

До сих пор я представлял завтрак аристократа как грандиозное действие из нескольких актов и присутствующих зрителей в виде многочисленных хорошо обученных слуг. На столе много разных блюд, вид которых разбудит аппетит даже у сытого

человека. Поглощение их происходит медленно, словно свершается что-то значимое в размерах Галактики.

Даже челядь не спеша «проплывает» вдоль стола, услужливо и беззвучно предлагая новые и новые яства.

Из всей картины, нарисованной у меня в воображении, с тем, что я вижу на полотне, совпадает только беззвучие. Тихо, словно боясь, что его услышат и разоблачат, тот, кто носит маску аристократа, поглощает самую скромную еду, которую только можно себе представить — ломать черного хлеба. Это единственный предмет в комнате, который так не подходит под общее представление об обеспеченности героя.

Становится

ясно, что разорившийся представитель высших кругов вынужден экономить на всем. Вот и вывернутый пустой кошелек свидетельствует об этом. Только признать этого не хочет. У него дорогая мебель, роскошная одежда, картины на стенах, для укрепления того престижа, которого у него нет, молодой человек завел собачку, явно потворствуя модным тенденциям того времени. Все это художник изображает с помощью ярких, насыщенных красок.

Есть ли надежда у этого аристократа, что дела поправятся, благодаря всем его ухищрениям?

Действительно, картина, созданная Федотовым достойна того, чтобы рассматривать ее внимательно, изучать. Тогда можно обнаружить массу подробностей, подчеркивающую ее психологическую линию и ценность. Мне понравилось, что герой пытается скрыть единую скромную деталь, накрыв именно книгой кусочек хлеба.

Это прозвучало как символ фактической его безграмотности. Встает вопрос, о чем он думал, когда читал великих писателей, воспевающих самоуважение?




По картине П. А. Федотова «Завтрак аристократа»