По картине П. Кончаловского «Сирень в корзине»

В жизни счастье одно Мне найти суждено,

И то счастье в сирени живет; На зеленых ветвях,

На душистых кистях Мое бедное счастье цветет…

К. К. Романов

Петр Петрович Кончаловский родился в 1876 г. в городе Славянск на Украине в семье помещика. Учился живописи в Петербургской академии ху­дожеств и в Академии Жюлиана в Париже. В твор­честве П. П. Кончаловского ощущается значитель­ное влияние тестя художника, знаменитого живописца В. И. Сурикова, а также французского импрессиониста П. Сезанна.

П. П. Кончаловский был одним из основателей

общества «Бубновый валет», члены которого рас­сматривали творчество П. Сезанна как образец.

Художники, вошедшие в это объединение, отлича­лись особым интересом к изображению цветовой фактуры предметов, фольклорным мотивам в жи­вописи.

Среди работ П. Кончаловского можно найти произведения различных жанров изобразительно­го искусства: это натюрморты, пейзажи и портре­ты. Искусствоведы пришли к выводу, что многие работы художника очень близки к таким направ­лениям в изобразительном искусстве, как кубизм и фовизм. Для кубизма было свойственно экспери­ментирование с изображением формы предмета, а

для фовизма — эмоциональность, резкость цве­та.

Наиболее известными работами Кончаловско­го, выполненными в традициях упомянутых на­правлений, принято считать «Сиенский портрет», «Сухие краски», «Портрет Г. Б. Якулова».

В 1920-х гг. стихийная резкость живописной манеры Кончаловского уступает место более мягко­му и романтическому подходу. В качестве примеров можно привести картины, посвященные историче­ским темам: «Новгород», «Антоний Римлянин». Нужно отметить, что творчество Кончаловского достаточно многолико и неоднозначно: среди его работ и «Портрет В. Э. Мейерхольда», выполнен­ный в драматической манере, и «Портрет А. Н. Толстого», как нельзя более вписывающийся в официальные каноны.

1943 г. отмечен для П. П. Кончаловского присуж­дением Сталинской премии. Скончался художник в начале 1956 г. в Москве.

А теперь следует обратиться непосредственно к творчеству художника. «Сирень в корзине» напи­сана в 1933 г. В СССР прошла коллективизация; начались сталинские репрессии. Каждый день «че­рный ворон» в одночасье может разрушить чью-то «маленькую жизнь». В этом же году в Германии пришли к власти нацисты во главе с А. Гитлером.

Пройдет еще несколько лет, и мир будет втянут в кровавую бойню, по масштабам не сравнимую не с одной из прежних войн. А мы смотрим на карти­ну Кончаловского и видим букет сирени — такие же охапки цветов каждую весну видели в беспоща­дной и мудрой древности, в мрачную и фанатичную эпоху Средневековья… И мы тоже каждый год ви­дим, как вновь и вновь на ветвях распускаются ду­шистые кисти цветов. Их будут видеть наши внуки и правнуки, и многие поколения людей, пока стоит этот мир.

События прошлого — материал для исто­рика; а художник и поэт тем и отличается от учено­го, что может увидеть и запечатлеть мимолетно-ве­чное: то, что быстро уходит и вновь возвращается.

«Сирень в корзине» — это вечный мотив тор­жества жизни, ее красоты и мудрости, о которых мы, люди, нередко забываем в суматохе повседнев­ности. Так ли часто обыкновенный человек остана­вливается, чтобы посмотреть, как распускаются листья на деревьях, отмечает, какого цвета сего­дня небо, есть ли на нем звезды?.. Вероятно, в том и призвание художника — поймать и запечатлеть преходящие мгновения, чтобы дать возможность другим людям всмотреться в них?..

Кончаловский на своем полотне не изобразил никаких лишних деталей. Букет хорошо вписы­вается в пространство картины, заполняет его. Полотно ориентировано в горизонтальном направ­лении: легко заметить, что для выбранной компо­зиции это является оптимальным вариантом. Она вписывается в воображаемый эллипс, вытянутый в горизонтальном направлении. Вертикальное на­правление на картине задает изображение корзи­ны, помещенной в центре живописного полотна; однако мы видим лишь нижнюю часть корзины, в то время как ее верхняя часть тонет в густой пене цветов.

Художник четко разграничил поверх­ность, на которой установлена корзина, и общий фон полотна. Это достигнуто благодаря цветовому контрасту: поверхность стола темно-коричневая, в то время как общий фон — светлый, неоднород­ный, размытый, желтовато-блеклый.

Корзина, на которую падает густая тень от буке­та, выделяется на фоне темной поверхности стола благодаря коричневато-золотистым отблескам, живо передающим естественную окраску ивовой лозы.

Букет составлен из веточек сирени разных сор­тов. Присмотревшись, можно прийти к выводу, что веточки сирени не просто засунули в корзину как попало, а продуманно и тщательно составляли композицию. Справа и слева, а также в центре мы видим по две лиловых «кисти». Между лиловыми цветами помещены ветки сирени с цветами голу­боватой окраски. На переднем плане среди белой сирени вставлены две веточки с цветами чистого сиреневого оттенка.

Зелень листьев, кое-где золо­тистых от падающего на них света, оживляет ком­позицию, придает ей естественность и безыску­сность. Свет на картине падает справа.

Особенностью картины является нечеткость, размытость изображения. Художник не стремился тщательно прорисовывать отдельные цветки в «кистях» сирени — он старался верно передать общее впечатление от созерцания пышного букета, огромной шапкой громоздящегося над корзиной. Подобное осмысление реальности было характер­но для живописной школы импрессионистов, чье влияние отчетливо просматривается в творчестве П. П. Кончаловского.

Необходимо отметить и некоторые особенности цветовых решений, использованных художником. Сразу бросается в глаза резкий контраст нижней и верхней частей картины. В темных тонах изобра­жены корзина и поверхность, на которой она сто­ит.

Общий фон и букет — светлые, причем темная нижняя часть изображения занимает на картине гораздо меньше места.




По картине П. Кончаловского «Сирень в корзине»