По картине: ПОРТРЕТ «НЕИЗВЕСТНОЙ»

ПОРТРЕТ «НЕИЗВЕСТНОЙ»

Портреты Крамского отличаются глубиной раскрытия пси­хологии, характера модели, ее примет и очарования.

Жажда прекрасного, способность очаровываться внешней красотой, гармонией, совершенством была в художнике так сильна, как вера в необходимость самопожертвования, как пре­клонение перед силой человеческого духа, перед мужеством и стойкостью характера.

Сравнивая этюд к «Неизвестной» с картиной, мы видим в его основе тот же сюжет, ту же композицию, ту же модель. Крам­ской не наделяет женщину ни красотой,

ни обаянием; она и чопорна и надменна, губы презрительно сжаты, глаза высоко­мерно прищурены. Лицо полное и чуть одутловатое.

В картине возникает совсем другой образ. Чуть изменен по­ворот головы — она гордо поднята, с легким как бы снисходи­тельным поклоном повернута влево. Это придает женщине гра­циозность и изящество, сдержанную чопорность.

Все черты выражены тоньше, изящней, изменилось выражение больших блестящих глаз, густо опушенных ресницами.

Эстетическое наслаждение доставляет виртуозная передача нежной женской руки, затянутой в перчатку, бархата шубки, плотно облегающей фигуру, страусового

пера, колышущегося на ветру. Крамской тонко чувствует красоту всего этого, но ис­кусное изображение аксессуаров не отвлекает внимания худож­ника от внутреннего смысла образа.

Эта красивая женщина холодна и надменна. Она очень сдер­жанна, замкнута, но ее властный характер нетрудно разгадать и по манере держаться, и по бесстрастному взгляду. Внешняя кра­сота, изысканность женщины не скрыли ее человеческой холод­ности.

В этом портрете Крамской воплотил определенный тип женщины, в котором красота, лишенная душевного обаяния, со­ставляет главную черту характера.




По картине: ПОРТРЕТ «НЕИЗВЕСТНОЙ»