По картине С. Ю. Жуковского «Перед террасой»

Станислав Юлианович Жуковский родился в семье польского аристократа в поместье Ендриховичи Гродненской губернии. Отец будуще­го художника происходил из знатной семьи, однако в результате мер, направленных против участников Польского восстания 1863 г., лишился дворянских прав и поместий, превратившись в простого аренда­тора.

Еще в детстве мальчик увлекся рисованием, а, по­взрослев, принял решение стать художником. Отец отрицательно воспринял такой выбор сына, но того это не остановило, и он уехал в Москву, где поступил в Училище живописи,

ваяния и зодчества. Настав­ником С. Ю. Жуковского был знаменитый мастер пейзажа И. И. Левитан, чье влияние сильно ощуща­ется в ранних работах его ученика.

Вскоре Жуковский примкнул к «Товариществу передвижных художественных выставок», стал актив­но участвовать в его деятельности, экспонируя свои произведения.

Уже в 90-х гг. XIX в. молодой художник приобре­тает все большую известность. Его картина «Лунная ночь», за которую Жуковский получил большую се­ребряную медаль и звание классного художника, была приобретена знаменитой Третьяковской галереей, что само по себе уже являлось актом признания.

Жуковский

немало поездил по России и Украине. Как и Левитан, обычно не делал эскизов, сразу писал с натуры.

В 1907 г. Жуковскому было присвоено звание ака­демика, и он стал преподавать, обучать живописи молодое поколение. Создал собственную художествен­ную школу в Москве, где срок обучения составлял 2 года. Эта школа действовала до революции 1917 г., в ней в числе других даровитых учеников обучался П. В. Маяковский, поэт и художник-плакатист.

После революции 1917 г. С. Ю. Жуковский неко­торое время работал в составе Комиссии по охране памятников искусства и старины.

В 1923 г. художник выехал в Польшу, бывшую некогда частью Российской империи, а теперь са­мостоятельное государство. В начале 30-х гг. дру­зья, оставшиеся в СССР, уговаривали его вернуться, но художник остался на своей исторической родине. Дальнейшая его судьба сложилась трагически: во время Второй мировой войны, когда Польша была оккупирована нацистами, Жуковский был арестован и умер в концлагере близ Варшавы.

Творчество С. Ю. Жуковского оставило заметный след в русской живописи конца XIX — начала XX вв. Основными мотивами работ художника являются пей­зажи поместий и интерьеры усадеб, из окон которых открываются живописные виды. В творчестве Жу­ковского выражены тенденции импрессионизма — направления в искусстве, ставившего целью отра­жение мимолетных настроений и чувств, связанных с окружающим миром.

Сюжет картины «Перед террасой» достаточно ти­пичен для кисти Жуковского. Собственно террасы мы не видим — с нее открывается вид, запечатленный художником. Центр картины занимает стол, накры­тый для чаепития. Фоном служит простой и в то же время завораживающий своей красотой пейзаж: спра­ва, в непосредственной близости от стола, кусочек рощи, слева — уходящая вдаль синяя лента речки, скользящая среди извилистых берегов, поросших ле­сом. Роща смешанная, высокие сосны перемежаются с лиственными деревьями.

Вдоль берега темнеют молоденькие елочки.

Накрытый белоснежной скатертью стол с расстав­ленной на нем посудой — живописный натюрморт, написанный в обрамлении не менее живописного пей­зажа. На столе — блестящий золотистый самовар, на котором играют солнечные блики, большой белый кувшин с букетом ярко-желтых цветов, ваза с не ме­нее красочными фруктами, белый молочник, чайные чашки, стеклянные стаканы, банка с вареньем. В пра­вом переднем углу стола, чуть поодаль от остальной посуды, большая белая миска — возможно, с водой для ополаскивания рук. У стол — три кресла из ярко — красного дерева, сиденья обиты зеленовато-серой ма­терией. За самым дальним креслом — большой куст, обильно усеянный белыми цветами.

На двух других креслах, тех, что ближе к зрителю, небрежно брошены большие расписные платки. Платок слева — красные цветы на белом фоне, справа — на темно-синем. Чув­ствуется, что здесь только что были люди — возможно, собеседницы просто прошли в сторону, чтобы немного прогуляться и полюбоваться окружающей природой.

Картина написана яркими, сочными красками: на­сыщенные оттенки зеленого, глубокая синева реки, резкая белизна скатерти, огненно-красное дерево кре­сел и алые мазки цветов на шалях, полыхающий «костер» желтого букета. Эти краски и то, как на­писана картина — уверенно, жизнерадостно, убеди­тельно — помогают передать настроение солнечного летнего утра, прозрачной свежести, когда солнце еще не успело прогреть воздух и землю. Не случайно же невидимые дамы набрасывали шали — но, по-видимо­му, становится теплее, и платки стали не нужны.

В траве на переднем плане картины, перед столом, виднеются опавшие желтые листья. По-видимому, ху­дожник запечатлел момент позднего лета, ведь на деревьях желтых листьев пока нет. В картине много света, что усиливает впечатление яркости и свеже­сти.

А накрытый стол и платки создают атмосферу неспешной, доверительной беседы — не только раз­говора незримых обладательниц нарядных шалей, но и безмолвной беседы, которую художник ведет со зрителем…




По картине С. Ю. Жуковского «Перед террасой»