По картине Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой»

Татьяна Григорьевна Назаренко родилась в 1944 г. в Москве в семье военного, участника Великой Отечественной войны. В одиннадцатилет­нем возрасте Татьяна поступила в Московскую ху­дожественную школу. В 1962 г. Т. Г. Назаренко стала студенткой живописного факультета Худо­жественного института им.

В. И. Сурикова. Ее на­ставниками были Д. Д. Жилинский, А. М. Грицай,

С. Н. Шильников. Окончив институт в 1968 г., Назаренко до 1972 г. работала в творческой мас­терской Академии художеств СССР под руководс­твом Г. М. Коржева.

Официальное признание молодая

художница завоевала работами, внешне выдержанными в тра­дициях советской идеологии: «Казнь народоволь­цев», «Партизаны пришли».

В дальнейшем в творчестве Назаренко все боль­ше стали проявляться тенденции так называемого карнавализма. Мотивы народного веселья, никак не связанного с идеологией, прослеживаются в картине «Проводы зимы». Другим примером яр­ко выраженных карнавальных тенденций может служить автопортрет художницы, на котором она изобразила себя в наряде цирковой плясуньи.

В 1966 г. Назаренко экспонировала свои работы на VII Московской молодежной выставке. Худож­ница принимает

участие в городских, всероссий­ских и зарубежных выставках. Персональные выставки художницы прошли в Москве, Вашин­гтоне, Бремене, Нью-Йорке и других городах ми­ра.

Различные полотна Т. Г. Назаренко вошли в коллекции таких музеев, как Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Национальный музей «Женщины в искусстве» и Национальный еврей­ский музей в Вашингтоне, Музей современного ис­кусства в Софии, Музей современного искусства в Будапеште, а также в частные коллекции.

Т. Г. Назаренко — член Союза художников с 1969 г. В 1985 г. она была награждена серебряной медалью Академии художеств СССР, в 1993 г. полу­чила Государственную премию РФ, в 1999 г. — пре­мию Правительства Москвы. С 2002 г. имеет звание заслуженного художника России. С 2001 г. яв­ляется действительным членом и членом прези­диума Российской академии художеств. Татьяна

Григорьевна руководит мастерской станковой живописи, одновременно являясь профессором кафедры живописи в Московском Государствен­ном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова. Проживает в Москве.

Рассматривая картину Т. Г. Назаренко «Цер­ковь Вознесения на улице Неждановой», можно вспомнить библейский рассказ о Вознесении Хри­ста на небо вскоре после его Воскресения и явле­ния женам-мироносицам и ученикам. Праздник Вознесения входит в число двунадесятых, то есть двенадцати великих праздников христианской церкви. Он отмечается через 40 дней после Пасхи. Первая церковь Вознесения была выстроена по приказанию Елены, матери римского императора Константина Великого, в IV в. на Масличной горе в Иерусалиме.

Впоследствии этот храм был разру­шен.

У славянских народов с Вознесением связано много поверий. Считается, что от Пасхи до Возне­сения врата рая открыты и даже душа грешника в это время может беспрепятственно войти в рай. После Вознесения врата рая запирает апостол Петр.

По другому поверью, с Пасхи до Вознесения по земле ходит сам Господь, потому нельзя отстав­лять нищих без милостыни или плевать за окно — ведь никто не знает, где и в каком облике странс­твует Бог.

На своей картине Т. Назаренко изобразила одну из церквей Москвы. Взгляд художницы направлен на объект изображения под углом с правой сторо­ны. Церковь Вознесения стоит на перекрестке трех дорог.

Конечно, художница лишь изобразила при­легающую к церкви территорию так, как она вы­глядит в действительности: тем не менее известно, что храм никогда не строится на случайном месте. На переднем плане слева мы видим фрагмент тер­ритории, на которой растут деревья. На ветвях нет листьев, земля покрыта снегом.

Почему-то дума­ется, что художница рисовала церковь Вознесения весной. На тротуаре вокруг церкви и на дорогах нет снега, нет машин и людей. Благодаря тому, что художница выбрала для изображения дорог те­мную, почти черную краску, создается впечатле­ние, что церковь не стоит на земле, а парит над без­дной.

Церковь занимает на картине центральное место — остальные здания, расположенные рядом с ней, выглядят на картине, как хаотичное нагро­мождение архитектурных фрагментов.

Церковь представляет собой двухэтажное зда­ние с четырехскатной крышей, увенчанное неболь­шой башенкой с золоченым куполом; на переднем плане мы видим одноэтажную пристройку с вхо­дом. С противоположной стороны двухэтажного здания имеется такая же пристройка. Еще дальше намечен забор, огораживающий церковный двор. Слева от церкви, за пристройкой, находится коло­кольня.

Мы видим два яруса с высокими арками; очертания креста над крышей колокольни сли­ваются с небом.

Стены церкви окрашены в красный цвет; кры­ши — белые, покрытые снегом. Это придает цер­кви нарядный, праздничный вид. Художница ак­центирует внимание на церкви Вознесения не только композиционно, поместив ее изображение в центре полотна, но также и цветом.

Основные то­на в картине — красный, белый и темно-коричне­вый ; однако художница использовала и другие цвета.

Яркие, карнавальные оттенки зеленого, сирене­вого, желтого придают картине эффект своеобраз­ного освещения. Трудно определить сразу, какое время дня, однако по дороге, на которой снег уже успел растаять под колесами проехавших машин, можно предположить, что это вторая половина дня.




По картине Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой»