По картине Т. Яблонской «Утро»

Многие картины Татьяны Ниловны Яблон­ской, художницы, пишущей в стиле реализма и соцреализма, отмечены особым, присущим только им настроением. Сами по себе ее простые пейзажи, портреты и натюрморты, на которых ничем не примечательные предметы, могут ка­заться бесхитростными и простоватыми. Однако в каждом произведении заключена особая красота простой жизни, которая способна пленять, дарить особое настроение, надолго оставаясь в памяти.

К таким творениям художницы относится карти­на под названием «Утро».

Эта картина несет в себе

особый заряд свежести и бодрости, дарит ни с чем не сравнимое настро­ение радости новому дню. Помогают достичь тако­го эффекта и краски — светлые, солнечные и на­оборот, глубокие и темные, и сама композиция полотна. Полотно по-своему поэтичное, чем-то на­поминающее стихотворение-хокку: в краткой и лаконичной форме изображено подсмотренное у природы, сиюминутное и быстротечное.

Несом­ненно, данная работа является знаковой для худо­жницы, эту знаковость признавала как сама Яблонская, так и многие исследователи ее твор­чества.

«Утро» — картина-портрет. Произведение изо­бражает девочку, по-видимому,

только что встав­шую с постели и делающую утреннюю зарядку. Двери на балкон распахнуты, на полу — блики сол­нечного света. Картина пропитана ощущением прохлады, веющей с балкона, теплого, нагретого солнцем пола, запаха утренней свежести.

Каже­тся, что где-то негромко играет радостная, бодрая музыка — вероятно, что именно с ней девочка вы­полняет ежедневный ритуал — делает утреннюю гимнастику.

Композиция картины предельно проста. Полот­но четко разграничено на передний и задний пла­ны, при этом значимыми являются оба плана. В центре картины изображена фигура девочки в белой майке и темных спортивных трусиках. Образ девочки динамичен, фигура запечатлена в движении: она тянет руки вверх, словно потяги­вается.

Глаза прикрыты, вероятно, от солнечных зайчиков, яркими пятнами пляшущие на паркете. Динамичность и стремление этой фигуры подчер­кнуто контрастом с массивными и статичными предметами мебели — кроватью, столом.

В композиции полотна нет надуманности, наро­читости — все образы жизненны и легки. Возника­ет ощущение того, что зритель является неволь­ным свидетелем происходящего. Комната словно наполнена свежим ветром и солнцем — этот эф­фект достигнут высоким потолком, легким, стре­мящимся ввысь подъемом арки балконной двери, теплыми красками предметов интерьера.

Цвета теплые, сочные и яркие — они привносят особое ощущение радости, торжественности. Свет­ло: желтые солнечные стены, теплые оттенки ко­ричневого и оранжевого — дерево кровати и пола. Теплота и свежесть этих цветов оттеняется насы­щенными темными и холодными цветами — глу­бокого синего цвета скатерть на столе, темная школьная форма девочки, насыщенная зелень ком­натных растений, обрамляющих проемы балкон­ной двери и окна. Ярким пятном выделяется алый пионерский галстук, перекинутый через спинку стула.

Благодаря этой детали мы можем предполо­жить, насколько молода девочка.

Помимо приемов контраста, при котором ком­позиционно противопоставляются динамичные и статичные образы, а также теплые и холодные тона, художница использовала прием контражу­ра. При нем основные источники света распола­гаются вне зоны видимости, за задним планом картины. Яркий, но мягкий солнечный свет, про­никая сквозь высокую арку балкона, освещает ком­натные растения, подсвечивая сзади часть листь­ев.

При этом возникает интересный зрительный эффект горящей в солнечных лучах листвы. Кон­траст освещенных и неосвещенных темных учас­тков растений создает ощущение колыхания на вет­ру, движения и статичности, подчеркивающее общие принципы композиции картины.

Произведение лаконично и сдержанно: на полот­не минимум деталей, при этом они органично впи­сываются в общую концепцию. Это декоративная тарелка на стене, украшенная изображением ка­нареек, белый узорчатый кувшин на столе, тарел­ка с завтраком. Детали, словно некие актеры, пре­красно играют свою роль, поддерживая принципы контраста.

Контраст возникает как по цветовым характеристикам, так и по фактурным. Таким образом неболь­шие нюансы не утяжеляют композицию полотна, не отвлекают от главного образа — легкой и то­ненькой фигурки девочки.

Эпиграф, выбранный мной, неслучаен. Несмот­ря на то что текст стихотворения несколько не соот­ветствует образам картины, общие настроения очень схожи. Мы не можем утверждать, какое вре­мя года на улице, однако ощущение чего-то ново­го, весеннего, легкого неуловимо присутствует в картине.

Гармония стихотворного текста и гармония жи­вописных образов тесно переплетаются между со­бой, образуя единое полотно. Общее настроение, мажорное и приподнятое, заставляет прочувство­вать образы солнечного утра, хорошей погоды, ра­дости и ликования природы и человека.

Особым доводом к выбору именно этого стихо­творения послужил возраст героини картины. Ведь молодость также, по сути, является весной — весной человека, яркой, легкой и стремительной. Девочка на полотне напоминает весеннюю птич­ку — широко раскинув крылья-руки и прикрыв глаза, она словно бы стремится слиться с ветром и солнцем, вобрать их в себя и взлететь в ясную си­неву неба.

Картина привлекла меня своими незабываемы­ми, простыми и трогательными образами. Ведь ра­достное настроение, ощущение свободы и счастья, яркие теплые краски, зелень и мягкий солнечный свет, а также молодость и гармония — это все и яв­ляется особенным весенним настроением, живу­щим в сердце каждого из нас.




По картине Т. Яблонской «Утро»