По картине В. Цыплакова «Мороз и солнце»

Виктор Григорьевич Цыплаков родился в 1915 г. в Рязанской губернии. Обучение живопи­си начал в мастерской Г. М. Шегаля; с 1932 г. был студентом Московского полиграфического техни­кума, затем поступил в Московский государствен­ный художественный институт им. В. И. Сурико­ва.

Наставниками молодого художника были такие мастера, как И. Э. Грабарь, С. В. Герасимов, В. В. Почиталов.

Позднее Цыплаков сам стал руководителем пер­сональной мастерской, одновременно являясь пре­подавателем, а затем и профессором МГХИ им. В. И. Сурикова. Наибольшую известность

по­лучили такие его картины, как «А. М. Горький на Волге», «В.

И. Ленин с крестьянами», «Допрос Зои Космодемьянской» и др. Одним из образцов совет­ского искусства стала его картина «В. И. Ленин в Смольном». Помимо картин на историко-революционные темы, среди работ В. Г. Цыплакова не­мало портретов и пейзажей. Нужно отметить, что после смерти И. Сталина Цыплакову в числе не­многочисленной группы других художников бы­ло дано разрешение запечатлеть умершего «во­ждя народов» на похоронах.

Также Цыплаков вместе с другими художниками — В. П. Ефановым, С. И. Дудником, Ю. П. Кугачом — работал

над картиной «Передовые люди в Кремле».

В 1956 и 1986 гг. в Москве прошли персональные выставки работ Цыплакова. В настоящее время его картины находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи и Государственного Истори­ческого музея в Москве, Государственного Русско­го музея в Санкт-Петербурге, а также в других му­зеях мира и частных коллекциях. В. Г. Цыплаков состоял членом-корреспондентом Академии худо­жеств СССР, имел звания народного художника РСФСР и заслуженного деятеля искусств РСФСР, был дважды удостоен Сталинской премии СССР. В. Г. Цыплаков умер в 1986 г. в Москве.

Название картины Цыплакова «Мороз и сол­нце» повторяет первые слова стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» . Нуж­но отметить, что имеющееся в стихотворении опи­сание зимнего пейзажа как нельзя лучше характе­ризует то, что запечатлел на полотне художник:

…Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…

Сюжет картины прост: мы видим, как кресть­янин едет в деревню на санях, в которые запряже­на лошадь темной масти. Можно предположить, что он ездил в лес за дровами, а, может быть, даже в соседнее село или в город. У Пушкина в «Евгении Онегине» есть строки:

Зима! Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь…

На картине Цыплакова дорога не выглядит хо­рошо утоптанной. Мы угадываем ее по синеватым теням, отбрасываемым небольшими склонами по сторонам тропы. Деревенские дома мы видим слева; справа и на заднем плане картины — неохватные просторы заснеженных полей. У горизонта чуть тем­неет лес или, может быть, небольшие возвышенно­сти.

Домики, потемневшие от времени, наверное, такие же, какие были в русских селах и во времена Пушкина. Однако, если присмотреться вниматель­нее, можно заметить на картине Цыплакова Деталь, характерную для времени, в котором жил худож­ник. Слева, неподалеку от домов, мы видим столб электропередачи; едва намечены провода и столб, стоящий дальше. «Электрификация всей страны» была одним из лозунгов коммунистического руко­водства страны в 20-30-х гг.

XX в. Очевидно, что в селе, изображенном Цыплаковым, необходимая работа в этом направлении проведена.

Деревьев на картине не очень много. Очертания куста или дерева мы видим на переднем плане в ле­вом углу. Также справа от того места, где сейчас находятся крестьянские сани, можно различить группу молодых елей. Справа от едущих саней вид­неются низкие и редкие кустарники.

Очертания дерева едва угадываются за низенькой избушкой. Нужно отметить, что на картине не очень много объектов. Несомненно, это неслучайно — ведь ху­дожник хотел изобразить морозный солнечный день; для этой цели как нельзя лучше подходит зрелище занесенных снегом полей. Бескрайний простор, снег искрится на солнце, так что глазам становится больно смотреть… Снег хрустит под по­лозьями саней и копытами лошади.

Снег повсюду: на ветвях елей, на крышах изб, он пушистым бе­лым одеялом заботливо укрывает землю от сту­жи… Ведь при тех морозах, какие были совсем не­давно обычным явлением для зимы в средней полосе России, очень важно, чтобы земля была на­дежно защищена от холода, иначе могут поги­бнуть озимые посевы.

Пушкин так писал о зимнем утре, когда его ге­роиня наконец увидела, что выпал долгожданный снег:

Снег выпал только в январе На третью ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательны ковром.

Все ярко, все бело кругом.

Это описание очень созвучно картине Цыплако­ва «Мороз и солнце». Художник стремился пере­дать красоту и величие суровой русской зимы; но вместе с тем он показывает, что никакой холод не устрашает русского крестьянина. Наоборот, рус­ский человек радуется морозу и зимнему солнцу; крестьянин на картине бодро погоняет лошадку.

Восхищение заснеженными просторами тонко пе­редает Пушкин в стихотворении «Зимнее утро»:

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Композиция картины Цыплакова «Мороз и сол­нце» достаточно проста. Зрительно картина ра­зделена дорогой на две неравные части. Слева изображены деревенские дома, от которых на снег падают тени. Другую часть композиции образует группа елей и лошадь, запряженная в сани, в кото­рых сидит крестьянин. Что же касается цветовых решений, то они основаны на резком контрасте.

Основной цвет — белый; в картине очень много све­та. На белом фоне четко выделяются силуэты дере­венских построек, а также коня, саней и седока. Голубоватые тени лишь подчеркивают ослепитель­ный блеск снега, озаренного солнечными лучами.




По картине В. Цыплакова «Мороз и солнце»